Москва забрала у ГИБДД систему СТАРТ
Управление дорожным движением в столице будет передано от ГИБДД властям города. Соответствующие документы, одобренные на заседании правительства Москвы во вторник, подписал сегодня Сергей Собянин
Читать на полной версииМэр Москвы продолжает наводить порядок в транспортной системе города. «Сегодня зарегистрированы постановление городского правительства «О создании интеллектуальной транспортной системы г. Москвы» и распоряжение «О передаче на баланс городской организации общегородской автоматизированной системы управления дорожным движением — системы СТАРТ», — сообщил BFM.ru представитель Центра организации дорожного движения (ЦОДД) правительства Москвы. — Документам присвоены №1 и №6 соответственно».
По словам собеседника BFM.ru, в отличие от устаревающей системы СТАРТ (её разработка началась ещё в 1982 году), которая охватывает только дороги в пределах Садового кольца и несколько ключевых магистралей, новая интеллектуальная транспортная система будет обеспечивать движение транспорта на территории Москвы и Московской области. Работа над системой должна быть полностью закончена в 2013 году, заявил Сергей Собянин на заседании правительства Москвы во вторник.
После передачи на баланс города система СТАРТ станет частью новой интеллектуальной системы управления движением в городе, «полномочия» которой значительно шире. Предполагается, что она в автоматизированном режиме сможет производить мониторинг транспортных потоков и парковочных мест, управлять светофорами и другими объектами дорожной инфраструктуры, фотографировать нарушителей ПДД, следить за погодой, собирать информацию в единый диспетчерский центр, информировать водителей о дорожной ситуации. Работа системы будет обеспечиваться через Интернет и с помощью ГЛОНАСС.
Как отмечают в ЦОДД, «умные светофоры будут сами собирать информацию о дорожной ситуации, и, анализируя её принимать решение, какой включать сигнал. Там будут стоять датчики, определяющие транспортный поток. Водителю, естественно, будет более комфортно передвигаться по городу».
Оповещать водителей о дорожной ситуации будут электронные табло, отображающие пробки и варианты их объезда. Так как система предполагает использование спутниковой навигации, водитель, имеющий соответствующее оборудование, сможет ознакомиться с этими данными и непосредственно в своём автомобиле.
«Чем лучше укомплектован автомобиль, — отметили в ЦОДД, — тем больше информации получит водитель. Но даже если он будет ехать на «копейке», то он все равно будет видеть табло на дорогах и представлять себе ситуацию в городе».
Москве не хватает светофоров
Эксперты оценивают нововведения скептически. «Для того, чтобы город двигался лучше, есть две принципиальные меры из IT-арсенала. Одна из них — координированное управление светофорными объектами, вторая — маршрутное ориентирование водителей. Эффективность применения и той, и другой меры зависит от ранга связности улично-дорожной сети города, — ранее рассказал в интервью BFM.ru руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. — В хорошо спланированном городе связанность сети всегда очень велика, в Москве — минимальна. Когда альтернатив много, мы десяток ребер зачеркнем, и всё равно сеть на кусочки не распадется. А вот когда альтернатив мало и огромный жилой массив выходит на Волгоградский проспект одним-единственным проездом по Люблинской улице? Тогда никакую координированную схему управления светофорами мы не сделаем, да и система маршрутного ориентирования ничего путевого водителю не подскажет».
Светофоров, по словам Блинкина, в Москве в 5-6 раз меньше, чем в других мегаполисах мира. Сегодня большинство светофорных объектов управляется локальными контролерами, и лишь некоторые из них выведены на Центр телеавтоматического управления движением транспорта ГИБДД Москвы.
«Замечу, что там работают весьма квалифицированные инженеры в погонах, прекрасно знающие свое дело, — говорит эксперт. — Есть, однако, обстоятельства непреодолимой силы, делающие их работу куда менее эффективной, чем хотелось бы. Первое из них: топологические дефекты устройства московской улично-дорожной сети. Второе: более чем скромное число светофорных объектов в городе, да еще и святая вера начальства в возможности организации «бессветофорного» проезда по главным московским магистралям. И, наконец, третье: феодальное транспортное поведение значительной части российской элиты. Я имею в виду многочисленные перекрытия движения, спецпроезды и прочие «прелести» в духе бессмертного фильма «Кин-дза-дза».
По его мнению, установка высокотехнологичных табло проблемы не решит. «В России предпочитают проспекты, то есть некий гибрид между улицами и хайвэями. Увы, эта любительская схема не работает! И в этих условиях на замечательном, высокотехнологичном электронном табло, купленном в составе новейшего ИТС немецкого производства, мы в лучшем случае напишем о проведении в городе месячника любви к родной милиции!», — иронизирует Блинкин.
Ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства Александр Стрельников видит ещё одну проблему: «Речь идет о выводе системы организации движения как таковой из полицейской сферы в муниципальную. Это в принципе давно пора сделать. Беда только в том, что в силу давней традиции большинство более-менее квалифицированных кадров в области traffic engineering все еще работает в системе МВД РФ».
Четкого ответа на вопрос о том, как будет формироваться штат единого управляющего центра, в ЦОДД также не дали, отметив при этом, что город не перестанет сотрудничать с ГИБДД: «Дело в том, что город переводит на свой баланс эту систему СТАРТ и потом будет создавать интеллектуальную транспортную систему с целью единого управления этой системой. Но при всем при том ГИБДД никуда не денется, потому что ГИБДД как контролировала дорогу непосредственно на месте, так и будет контролировать ее. Мы все равно будем работать вместе».