«Аэрофлот» отменяет сегодня 12 рейсов из Москвы в Геленджик, Самару, Санкт-Петербург и обратно. Об остальных рейсах, в том числе международных, пока никакой информации нет. В платном колл-центре компании советуют приезжать в аэропорт «Шереметьево» и самим «бороться за право вылета», сообщает «Интерфакс». При этом никакой конкретной информации там не предоставляют, но деньги за звонок берут. В бесплатный колл-центр перевозчика дозвониться по-прежнему невозможно.

Накануне Роспотребнадзор сообщил о возбуждении административного дела против «Аэрофлота» о нарушении прав пассажиров на информацию о задержке рейсов. В ведомстве говорят, что все три терминала «Шереметьева», откуда летает «Аэрофлот», переполнены. Пассажиры там находятся в условиях, не соответствующих санитарным нормам.

Пассажиры «Аэрофлота», ожидающие рейса в Нью-Йорк с воскресенья, готовятся подать на компанию в суд. В пресс-службе самого перевозчика официально заявляют, что все задержанные за последние дни рейсы уже выполнены, за исключением тех, где аэропорты назначения самолеты не принимают по погодным условиям.

На президиуме правительства гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев пообещал компенсировать стоимость билетов даже улетевшим пассажирам, рейсы которых были задержаны. Счетная палата заявила, что проверит использование компанией госсредств.

На фоне этих событий акции перевозчика падают, причем темпы снижения опережают рынок. Представители «Аэрофлота» не могут дать четкого ответа на вопрос, почему их самолеты не взлетали тогда, когда другие компании лучше справлялись с ситуацией. На фоне отсутствия внятных официальных комментариев ходят совершенно разные слухи. Среди пассажиров рейса «Москва-Нью-Йорк» обсуждается и такой вариант:

«Есть информация изнутри из «Аэрофлота», что это внутренние разборки инвесторов или акционеров авиакомпании. Они делят влияние, деньги — я не знаю, что конкретно; меня не приглашали к этому пирогу. И результат — вот этот вот бардак в «Шереметьево». То есть у кого-то есть задача уронить продажи, уронить прибыль, уронить имидж, чтобы кто-то это подобрал».

Среди аналитиков эта версия тоже рассматривается, а некоторые распространяют и куда более громкие слухи, говорит начальник аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских:

«Действительно есть такие слухи и рассуждения. Даже более того, говорят о том, что закачалось кресло у министра транспорта. Последние три дня акции «Аэрофлота» снижались существенно интенсивнее, чем это происходило по рынку. Компания уже понесла заметные потери, и, видимо, эти потери будут увеличиваться в дальнейшем».

Другие эксперты говорят, что целенаправленное провоцирование коллапса — это слишком дорогой и неоправданный способ снизить котировки компании. К такой версии не стоит относиться серьезно, считает старший аналитик «Уралсиб Кэпитал» Анна Куприянова:

«Мне кажется, что это слухи, в данном случае стечение технических факторов привело к такому результату. И для того чтобы как-то повлиять на цену акций компании, достаточно слухов другого характера, связанных с финансами компании. И, безусловно, к коллапсу, связанному с терминалом, с его обслуживанием, это не имеет никакого отношения».

В среду бумаги компании теряли от одного до полутора процентов. Ситуация с застрявшими пассажирами до сих пор остается напряженной.

Между тем число авиакомпаний, к которым есть претензии у Роспотребнадзора, увеличилось до четырех. Помимо «Аэрофлота», это «Трансаэро», S7 и «Уральские авиалинии».

Иван Медведев, BusinessFM