Компания Apple, выпустив свой планшетник iPad, породила потребительскую бурю. По крайней мере, на Западе. Там первый миллион «таблеток» Apple был продан за 28 дней. Затем Apple поддержали и другие компании-производители компьютеров и смартфонов. Многие из них выпустили или готовят к выпуску свои варианты планшетников. Это: HTC, Samsung, Dell, Asus, Lenovo, Toshiba, Intel, Sharp, HP, Sony, RIM и другие менее известные компании. Кроме того, «таблетки» под своими марками готовят Google и Microsoft. В России выпуск iPad интерес, безусловно, вызвал, но ажиотажного спроса на устройство не было — больших очередей из желающих приобрести новинку в магазинах не наблюдалось.

Кто-то отзывается о них с восхищением, говоря, что это небывалый прорыв в современной IT-индустрии, кто-то, наоборот, не понимает, что нового произошло помимо того, что клавиатура недонетбука стала виртуальной. В связи с этим служба исследований компании HeadHunter (HH) решила провести среди посетителей своего сайта опрос под названием «Планшетный компьютер — игрушка для развлечений или инструмент работы деловых людей». По сообщению HH, в опросе приняли участие 1600 человек из всех регионов России. Всем было предложено ответить на дюжину вопросов.

Опрос показал, что лишь немногим больше половины респондентов имеют (11%) или хотели бы приобрести (49%) планшетники. Оставшимся 40% такие устройства вовсе не интересны. Стоит отметить, что у первых двух групп респондентов области применения планшетных компьютеров фактически совпадают: «таблетки» в основном используются (67%) или их планируют использовать (66%) для чтения книг — то есть вместо электронных книжек.

Стоит отметить, что наиболее продвинутые модели iPad стоят около 30 с лишним тысяч рублей, Samsun Galaxy — около 40 тысяч рублей, а «навороченные» электронные книги могут обойтись пользователю и в 15-16 тысяч рублей. Кстати, цена самого дешевого iPad — примерно 21 тысяча рублей.

Второй по значимости целью использования «таблеток» стала работа — речь идет об офисных приложениях. Среди владельцев планшетников оказалось 56% таких трудоголиков, а среди мечтающих о приобретении — 72%. Далее по нисходящей идут: просмотр фильмов (37% и 34%), записная книжка (по 34%), игры (25% и 10%), общение в Интернете (22% и 26%), прослушивание музыки и просмотр фотографий (19% и 22%).

Что касается «отказников», то половина из них заявила о том, что планшетник — абсолютно бесполезная для них вещь. Еще 46% респондентов, не пожелавших иметь с ними дело, отметили, что у них имеются устройства, схожие по функционалу с «таблетками» и более удобные. По-видимому, речь идет о нетбуках и смартфонах. Также 38% отказников отметили, что они «за модными штучками не гоняются», а еще 24% заявили, что запрашиваемые за планшетники цены для них слишком высоки.

Интересно, что среди тех, кто уже попробовал «таблетки», далеко не все остались ими довольны. Так 34% пользователей посчитали, что с планшетным ПК работать неудобно, и они, скорее, предназначены для развлечений. Остальные 66% уверены, что это очень удобный для работы гаджет. При этом работоспособность своих планшетников они проверяли с помощью почтовых программ (86%), текстовых редакторов (82%), программ для работ с таблицами (67%), специализированных программ (44%), программ для работы с презентациями (33%), графическими пакетами (30%).

Кроме того, среди владельцев «таблеток» 40% оказались недовольными теми или иными особенностями устройств. В перечень претензий попали, в частности, такие: «Нет возможности интегрировать в корпоративную сеть. Ограничены возможности обмена данными», «Нет поддержки adobeflash, привязка только к одному ПК», «Слишком большая ориентированность на веб-ресурсы», «Не устраивает упрощенный MSOffice», «Для работы — маловат, для всего остального — великоват. Своя ОС, что неудобно», «Нет USB, невозможно подсоединить флешку или мышь», «Низкая производительность, слабая батарейка» и пр.

Кстати, не менее интересно первоначальное распределение целей приобретения планшетников. Изначально для работы и (или) учебы эти устройства собирались использовать 44% пользователей гаджетов. Еще 27% оказались модниками — хотели приобрести гаджет принципиально нового поколения. Безусловно, по поводу принципиальной новизны планшетников с ними многие бы успешно поспорили. Около 18% владельцев «таблеток» покупали их в первую очередь для развлечений.

Несмотря на довольно многочисленные претензии к «таблеткам», подавляющее большинство респондентов (68%) считает, что планшетные компьютеры для работы будут популярны в будущем. Только 12% категорично ответили «нет» на такое предположение, а еще 20% затруднились дать определенный ответ.

Как заявил BFM.ru IT-директор компании HeadHunter Сергей Никулин, «планшетный компьютер получился очень жизнеспособной формой мобильного устройства и в течение ближайших 2–3 лет полностью вытеснит небольшие ноутбуки». По его мнению, останутся только мобильные ноутбуки для пишущих людей — журналистов, например, потому что набирать много текста на полноценной клавиатуре намного удобнее. Нетбуки планшетниками будут вытеснены полностью. «На сегодняшний день на рынке есть безоговорочный лидер — IPad от Apple — технически-передовое устройство с отлично отлаженной операционной системой, огромным количеством приложений, удобным сервисом и агрессивной ценовой политикой, — говорит Сергей Никулин. — У конкурентов пока либо не ладится с железом (оно получается слабее), либо при таком же железе получается очень высокая цена. Думаю, что устройства на базе Android станут реальным конкурентом IPad через год–полтора».