В следующем году в Рязанской области откроется новая ОЭЗ
В 2011 году власти намерены открыть особую экономическую зону промышленно-производственного типа в Рязанской области. Она должна конкурировать с китайскими импортерами. Однако ожидаемый экономический эффект вряд ли будет достигнут, считают эксперты
Читать на полной версииВ следующем году планируется открытие новой особой экономической зоны промышленно-производственного типа, которая разместится в Рязанской области. Минэкономразвития и управляющая компания «Особые экономические зоны» (УК «ОЭЗ») намерены провести предметные переговоры с китайскими и сингапурскими инвесторами в I квартале 2011 года. Об этом сегодня, 20 декабря, рассказал директор департамента особых экономических зон и проектного финансирования МЭР Дмитрий Левченков, подводя итоги уходящего года.
Экономические власти намерены привлекать азиатские компании на этапе управления. По словам Левченкова, основная идея заключается в импортозамещении китайских товаров — планируемая ОЭЗ будет специализироваться на выпуске машиностроительного оборудования, а также строительных материалов. Уже сейчас обсуждается участие в этом проекте трех отечественных компаний и двух европейских, однако окончательное решение будет принято не раньше следующего года.
Как отметил Дмитрий Левченков, в 2010 году поступало немало заявок от регионов, желающих открыть у себя «зону». Среди них были Калининградская, Волгоградская и Псковская области. Впрочем, только в этом году были открыты 3 новые ОЭЗ: промышленно-производственная в Самаре, технико-внедренческая в Свердловской области и портовая в Мурманске. Приход новых инвесторов, по словам генерального директора УК «ОЭЗ» Игоря Косова, позволит развивать ускоренными темпами государственно-частное партнерство и инфраструктуру в особых экономических зонах.
Неэффективных инвесторов отстранили
Впрочем, в уходящем году не обошлось и без отставок неэффективных инвесторов. «В 2010 году были расторгнуты соглашения с пятью компаниями, большинство из них располагались в технико-внедренческих зонах», — сообщил Дмитрий Левченков. По его словам, такие решения принимает министерство по предложению управляющей компании, юридически это выглядит как «расторжение соглашений по согласию сторон».
Так, инвесторы — все представители российских средне-крупных компаний — покинули ОЭЗ в Дубне, Зеленограде и Санкт-Петербурге, пояснил Левченков.
Кроме того, по его словам, сейчас «просматриваются риски» в ОЭЗ на территории Липецка и Татарстана. Также сейчас полностью закрыт вопрос о создании ОЭЗ в Краснодарском крае (Анапа). «За три с половиной года на территории Краснодарского края не было зарегистрировано ни одного резидента», – сообщил Левченков.
В целом, в уходящем году в российские ОЭЗ пришли 55 новых инвесторов. Среди них — 11 резидентов в особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, 39 — в технико-внедренческие и 5 — в промышленно-производственные. Объем частных инвестиций в ОЭЗ по итогам 2010 года составил 74, 7 млрд рублей, что на 38% больше, чем в 2009 году. А общий объем заявленных инвестиций находится на уровне 218,4 млрд рублей (рост на 34% к 2009 году).
Динамика притока инвестиций в зоны «правильная», если учесть ситуацию в кризисном 2009 году, считает директора департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Однако, по его словам, показатели роста слишком малы, особенно если их сопоставить, например, с инвестбюджетами госкомпаний, которые измеряются в триллионах рублей.
«Особые экономические зоны должны создаваться как точки роста экономики, но только при условии, что в стране нет системных проблем, — считает Николаев. — Но у нас остаются общие нерешенные задачи с точки зрения ведения бизнеса».
По его словам, в первую очередь речь идет о повышении в 2011 году отчислений ЕСН с 26,5% до 34,5%. «Даже общие налоговые послабления в ОЭЗ не смогут положительно отразиться на ведении бизнеса, поскольку увеличение налогового бремени отпугнет многих потенциальных инвесторов, что, в свою очередь, отразится на инвестклимате. Поэтому вопрос об ОЭЗ необходимо рассматривать в контексте того, что делается в целом для экономики», — подчеркивает Николаев.