Американский производитель продуктов питания PepsiCo ведет скупку глобальных расписок «Вимм-Билль-Данна» (ВБД), размещенных на Нью-Йоркской фондовой бирже.

PepsiCo — один из крупнейших в мире производителей продуктов питания. Основной бизнес компании — производство безалкогольных напитков и продуктов питания в упаковке. 100% акций находятся в свободном обращении. Выручка компании в третьем квартале 2010 года составила 15,5 млрд долларов.

«Вимм-Билль-Данн» — крупнейший российский производитель продуктов питания. Компания работает в трех секторах: молочная продукция, детское питание и соки. Крупнейшие акционеры: Гаврил Юшваев — 19,61%, Давид Якобашвили — 10,5%, Михаил Дубинин — 4,11%. Выручка компании за первое полугодие 2010 года составила 1,25 млрд долларов.

Как говорится в материалах PepsiCo, размещенных на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США, в период со 2 по 17 декабря компания скупила 13,593 млн расписок, что эквивалентно 7,72% уставного капитала российской компании. Этот пакет стоил PepsiCo 432,13 млн долларов.

Российская и американская компании публично объявили о слиянии 2 декабря. А накануне было подписано соглашение о покупке 66,3% акций российской компании: 48% бумаг пула менеджеров-основателей и 18,33% в виде казначейских бумаг, находящихся на балансе одной из «дочек» ВБД.

Общая стоимость приобретаемого пакета составила 3,8 млрд долларов. Исходя из предложенной американской компанией оценки, стоимость «Вимм-Билль-Данна» составляет 5,8 млрд долларов, что подразумевало 30% премию к рыночным котировкам компании на момент объявления сделки.

Сделку планируется оформить сразу после получения одобрения со стороны регулирующих органов — правительственной комиссии по иностранным инвестициям и ФАС. Ранее президент «Pepsi - Восточная Европа» Рамон Лагуарте заявлял, что обе компании рассчитывают закрыть сделку в течение 2-4 месяцев.

PepsiCo с момента объявления сделки несколько раз подчеркивала, что намерена выкупить как можно больше бумаг у миноритариев. «Учитывая предложенную PepsiCo премию, подавляющее большинство миноритариев решит продать свои акции американской компании, и инвесторов, проигнорировавших предложение, будет очень мало. В таком случае расходы на поддержание публичности будут больше, чем выгоды от этого», — поясняет аналитик ИФК «Метрополь» Татьяна Бобровская.

Два года назад PepsiCo уже опробовала такую схему в России. Тогда компания стала владельцем одного из основных производителей соков в России — ОАО «Лебедянский» — с 25% премией к рынку. Впоследствии PepsiCo инициировала дилистинг российского производителя соков.

Текущая активность американской компании связана с тем, что как только сделка будет закрыта, согласно российскому законодательству, PepsiCo должна будет объявить оферту по цене бумаг в сделке: 130 долларов за бумагу и 33 доллара за расписку. Расписки ВДБ в Нью-Йорке уже несколько дней торгуются на уровнях 31,8-32,2 доллара. Таким образом, скупая бумаги с рынка, компания может сэкономить на оферте до 22 млн долларов.

При этом чрезмерная активность продавцов в первый день после объявления о сделке стала поводом для разбирательства со стороны Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Почти сразу же после объявления о покупке ВБД по его распискам прошла крупная продажа объемом 3,465 млн бумаг или 108,42 млн долларов. Столь значительная сумма сделки привлекла внимание регулятора, который счел это торговлей на инсайде. По оценкам комиссии, прибыль неизвестных инвесторов могла составить до 2,7 млн долларов. Впрочем, мало вероятно, что это отразится на планах PepsiCo и ВБД.