Объем порочных госзакупок может превысить 1 трлн рублей
В прошлом году потери госсектора от закупок по завышенным ценам составили порядка 280 млрд рублей, что на 23,5% меньше показателя 2008 года. Эксперты полагают, что по итогам 2010 года потери могут оказаться больше
Читать на полной версииГосзаказ занимает почти 30% совокупного оборота национального рынка закупок, остальная доля приходится на закупки коммерческих организаций. Как следует из «Национального рейтинга прозрачности госзакупок», по итогам 2009 года совокупный объем государственного заказа составил примерно 3,9 трлн рублей, сократившись на 7,1% по сравнению с уровнем 2008 года.
Статистики по итогам текущего года пока нет, но глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина на недавно прошедшем форуме в Сколково сообщила, что объем госзакупок в настоящее время составляет около 5 трлн рублей.
Ранее эту цифру называл и начальник Контрольного управления президента Константин Чуйченко. По его словам, «экономический эффект от очищения порочных закупок» может превысить 1 трлн рублей.
Составители рейтинга подсчитали, что в 2009 году потери госсектора от закупок по завышенным ценам составили порядка 280 млрд рублей, что на 23,5% меньше, чем в 2008 году. Наибольший уровень завышения отмечен в сегменте федеральных государственных заказчиков — 10%, это на 2% меньше соответствующей величины 2008 года. У региональных и муниципальных заказчиков этот показатель равен 4,5% и 7,5% соответственно.
В рейтинг прозрачности госзакупок по итогам 2009 года вошли все 83 российских региона, но все они, естественно, попали в разные разделы.
Так, лидерами по «гарантированной прозрачности» стали 4 субъекта: Москва, Татарстан, Владимирская область и Алтайский край. В категорию «высокая прозрачность» попали Воронежская область, Чувашия, Архангельская и Тамбовская области. Адыгея, Якутия, Нижегородская и Ростовская области считаются субъектами со «средней прозрачностью» госзакупок. Карелия, Астраханская область, Санкт-Петербург и Рязанская область проходят по категории «базовой прозрачности». А Белгородская область, Республика Коми, Псковская и Московская области попали в аутсайдеры — им отвели место в категории регионов с «низкой прозрачностью» госзакупок.
Впрочем, и в Кремле, и в Белом доме признают, что нынешняя система госзакупок далеко не совершенна и нуждается в серьезных изменениях.
Эльвира Набиуллина заявляла, что закон о госзакупках необходимо значительно корректировать. По ее словам, процедура государственных закупок практически на всех уровнях коррумпирована, а по итогам госзакупок государство не всегда получает товары и услуги высокого качества.
По мнению ведущего эксперта BDO Елены Матросовой, если в 2010 году объем госзакупок увеличился в номинальном выражении по сравнению с 2009 годом, то изменения можно оценить только с точки зрения действий, которые принимались органами власти для предотвращения потерь.
«За год в системе госзакупок не было серьезных изменений, поэтому ожидать улучшения показателя не стоит — доля потерь госсектора от завышенных закупок по итогам 2010 года увеличится», — считает эксперт.