Сырьевые рынки в следующем году может ждать большой сюрприз, считает сингапурская газета The Business Times: в 2011 году на такие товары цены могут резко обрушиться. Инвесторы и спекулянты создали огромные запасы нефти, золота, серебра, платины, меди, алюминия и продовольствия — от пшеницы, кукурузы, сои и риса до кофе, какао и сахара, которые на бумаге росли весьма хорошо. Но прибыль не является прибылью до тех пор, пока она не реализована, и в какой-то момент держатели всех этих огромных мировых резервов начнут от них избавляться. Как только это произойдет, цены незамедлительно пойдут вниз.

Россия, Австралия и другие поставщики сырья после нескольких прибыльных лет понесут потери. Напомним, по расчетам российского правительства нефтегазовые доходы в 2011 году дадут почти половину всех бюджетных поступлений России — более 4 трлн рублей при заложенном в бюджет росте цен на нефть Urals с 75 до 78 долларов за баррель. Для сравнения, правительство Нигерии намерено заложить в свой госбюджет на 2011 год цену на нефть в 65 долларов за баррель. Оман заложил в госбюджет-2011 рекордно высокую для себя цену на нефть в 58 долларов за баррель, Ирак — 73 доллара, Кувейт — по 43 доллара (на бюджет 2010–2011).

В подтверждение своим прогнозам The Business Times анализирует статистику. Исследовательская организация IndexUniverse, занимающаяся торгуемыми на бирже ценными бумагами, оценивает активы торгуемых на бирже сырьевых фондов (ETF) в США в 100 млрд долларов. С учетом Европы и Азии сырьевые ETF накопили 120 млрд долларов. Больше всего вложено в золото, серебро и энергетику. В то же время Торговая комиссия по сырьевым фьючерсам США оценивает чистые «длинные» вложения в сырье на биржах Америки в 187 млрд долларов на конец октября 2010 года. Эти цифры демонстрируют, что сырьевые спекулянты и инвесторы, настроенные на рост, на данный момент вложили в сырье 307 млрд долларов.

Несколько крупных пенсионных фондов США и Европы заявили, что нарастили инвестиции в сырьевые активы. В то же время частные инвесторы скупали золотые и серебряные слитки в Швейцарии и других странах и копили их. Также сообщалось о разных спекуляциях и наращивании резервов по разным типам сырья в Китае, Индии и др. Таким образом, в реальности инвестиционные и спекулятивные вложения в сырье намного выше 307 млрд долларов.

Barclays Bank, один из инвестбанков, который считает радужными перспективы для инвестиций в сырье, провел исследование и выяснил, что около 75% респондентов ждут притока на этот рынок 50 млрд долларов или более в течение 2011 года. Большинство ждет роста цен.

Bank of America Merrill Lynch в ежегодном исследовании, обнародованном накануне, также прогнозирует рост сырьевых котировок. Так, нефть, торгующаяся сейчас около 88,37 доллара, может к концу 2011 года достичь 100 долларов за баррель, прогнозирует BofA. Золото, которое сейчас находится около отметки в 1395 долларов за унцию, может пробить отметку в 1500 долларов, тогда как цены на сельскохозяйственную продукцию, как считает банк, скорее всего, упадут.

Аналитики Goldman Sachs считают, что наилучшую среди сырьевых активов динамику в 2011 году покажут драгметаллы. По прогнозу инвестбанка, за 2011 год они подорожают в среднем на 28%. Золото может достичь в течение 12 месяцев пиковых 1690 долларов за унцию, по оценкам GS. Целевая цена инвестбанка на год по нефти — 105 долларов за баррель.

Цены на сырье пока компенсировали лишь половину падения, которое наблюдалось во второй половине 2008 года, отмечает аналитик банка «Глобэкс» Денис Мухин. «На исторических максимумах находятся отдельные виды сырья (например, золото и серебро), что связано с особенностями сложившейся ситуации (денежные эмиссии, вызвавшие значительное увеличение ликвидности на мировых рынках, спровоцировали повышенный интерес инвесторов к драгметаллам), — говорит BFM.ru Мухин. — Если абстрагироваться от фундаментальных причин, то можно предположить, что в случае коррекционных движений быстрее будут снижаться инструменты, имеющие большее стандартное отклонение. Применительно к фьючерсам на основные сырьевые товары, в годовом разрезе таковыми являются медь, палладий, пшеница, сахар».

Поток денег в сырье в краткосрочной перспективе может повести цены еще выше, но для удержания роста цен инвесторы и спекулянты должны абсорбировать растущие излишки. Физический спрос со стороны заводов и бизнеса недостаточен, чтобы закрыть разрыв с растущими поставками от производителей, которые наживаются на внезапно выросших ценах. Одно из подтверждений этому — спад спроса ювелиров на золото и другие драгоценные металлы.

Некоторые дилеры и аналитики обратили внимание на крупные запасы меди и алюминия в Китае и сообщили, что производство значительно превышает спрос. Мировое производство пшеницы и риса также превышает мировой спрос, по данным Министерства сельского хозяйства США, однако производство хлопка сократилось. Данные по спросу и предложению по сельхозтоварам варьируются, но спекуляции и инвестиции исказили цены на фоне угрожающего избытка резервов.

Рост цен на сырье в краткосрочной перспективе подтолкнет игроков к фиксации прибыли, по эффекту напоминающей выход толпы в узкую дверь. У нефти и золота нет такой ликвидности, как у валют, суверенных долговых обязательств и активов с высокой капитализацией. Относительно ликвидны серебро, платина, медь, алюминий, другие цветные металлы, зерно, кофе, какао и сахар, считает сингапурская The Business Times.

Банки, финансировавшие производителей и предлагавшие пенсионным фондам и другим клиентам сырьевые инвестпродукты, могут столкнуться с серьезными потерями. Эффект домино затронет акции компаний, работающих с сырьевыми ресурсами, которые, в свою очередь, потянут вниз основные биржевые индикаторы. Затем, когда рынки зафиксируются на более низких уровнях, компании и потребители могут выиграть от снижения затрат, что поддержит восстановление мировой экономики. Россия, Австралия и другие поставщики сырья после нескольких прибыльных лет понесут потери. Пока же потребители и бизнес, которые борются с высокой стоимостью продуктов питания и сырья, не должны паниковать, считает сингапурская газета. Если не будет наблюдаться серьезных перебоев с поставками из-за климатических факторов или новой войны на Ближнем Востоке, есть большая вероятность того, что цикл сырьевых цен уже достиг пиковых значений.