Химкинский лес лишил надежд на президента
Экологический спор стал проверкой на национальном уровне заверений главы государства о том, что политическая власть должна прислушиваться к мнению населения
Читать на полной версииЛокальный экологический спор превратился в проверку на национальном уровне заверений главы государства о том, что политическая власть должна больше прислушиваться к мнению населения, пишет The Wall Street Journal в материале о строительстве автотрассы Москва–Санкт-Петербург через Химкинский лес. После того, как строительство было решено продолжать по первоначальному маршруту, общественные активисты ставят под сомнение обещания Медведева.
Августовское решение Медведева о приостановке строительства магистрали и прекращении вырубки деревьев обрадовало противников проекта и активистов. Однако в итоге 14 декабря после завершения назначенных Медведевым общественных слушаний и пересмотра проекта трассы, правительство утвердило планы о возобновлении прокладки изначально принятого маршрута. Это решение вызвало недовольство и скептицизм правозащитников и экологов, которые опасаются, что либеральные заявления Медведева не более чем слова.
«Если бы он был сильным президентом, он принял бы другое решение, — заявил один из лидеров защитников Химкинского леса Ярослав Никитенко. — Это была лакмусовая бумажка для проверки отношения властей к народу».
В августе решение президента, по-видимому, спровоцировало разногласия с влиятельными чиновниками, которые одобрили изначальный проект трассы, в частности с бывшим мэром Москвы Юрием Лужковым и премьер-министром Владимиром Путиным. Медведев, которого Путин выбрал своим преемником на пост президента в 2007 году, по общему мнению, занимает более слабые позиции в российском правящем тандеме.
Кремлевские чиновники защищали этот шаг, говоря, что это движение к большей открытости и ясный сигнал о важности обсуждения сложных и спорных проектов с общественными группами. «Глава государства считает, что пример с Химкинским лесом должен стать для всех уроком того, что такой диалог необходим», — говорит пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова. Президент считает, что дополнительные согласования повлекли за собой изменения, которые снизят экологический ущерб от проекта, сообщила Тимакова.
За два с лишним года руководства страной Медведев вселил надежды сторонникам демократизации своими призывами к большей открытости и политической конкуренции. Но по словам критиков, слишком долго за этими заявлениями приходится ждать реальных изменений, например, ослабления политической монополии правящей партии или контроля Кремля над СМИ.
Никитенко и его сторонники говорят, что решение по Химкинскому лесу не оставляет им никаких иллюзий в отношении Медведева. Они намерены вступить в оппозиционные группы, чтобы препятствовать кремлевскому кандидату в предвыборной кампании в 2012 году.
Политологи говорят, что надежды на существенные сдвиги при Медведеве совершенно нереалистичны, если учесть его намерение поддерживать стабильность нынешнего правящего тандема. Медведев действует осторожно, но все-таки проводит какие-то изменения, пишет The Wall Street Journal.
Это другой президент, он более внимателен к общественному протесту и требует общественных слушаний по важным вопросам, передает The Wall Street Journal слова политолога Глеба Павловского.
При президенте Путине «гражданское общество рассматривалось не как партнер властей, а как враг, финансируемый с запада» — цитирует The Wall Street Journal точку зрения политолога Алексея Макаркина.
Как пример наметившихся изменений газета приводит решение городских властей Санкт-Петербурга уступить давлению общественности и перенести запланированное строительство небоскреба, который нарушает архитектурный образ города. Медведев ранее высказывал сомнения по поводу первоначального плана.
Активисты говорят, что в деле Химкинского леса процесс пересмотра плана был формальностью. Они сочли недостаточными и осудили предлагаемые изменения — отказ от строительства придорожной инфраструктуры и посадку деревьев в ближайшем районе. Выбор маршрута они объясняют коррупционными связями между правительственными чиновниками и инвесторами проекта. Сторонники проекта отрицают эти обвинения.
Эта дорога станет первым отрезком новой трассы, соединяющей Москву с Санкт-Петербургом; она остро необходима, чтобы смягчить транспортную проблему на старой магистрали, построенной еще в советские времена. Из-за пробок добираться из центра Москвы в главный международный аэропорт города, расположенный за Химкинским лесом, приходится несколько часов, пишет в заключение The Wall Street Journal.