Оглашение приговора по делу Ходорковского перенесено
Заседание состоится 27 декабря. Причины переноса не сообщаются
Читать на полной версииUPDATE 10:30 мск
Хамовнический суд Москвы перенес оглашение приговора по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева на 27 декабря. Причины переноса не сообщаются, передает корреспондент BFM.ru.
О решении судей говорится в сообщении, вывешенном на дверях здания суда. Аналогичная ситуация с переносом приговора была и пять лет назад, когда судьи не уложились в назначенные сроки и отложили оглашение решения на две недели.
Как заявил адвокат Лебедева Владимир Краснов, доставка обвиняемых в суд отменена. Адвокаты Ходорковского в свою очередь сообщили, что получили письменное уведомление о переносе оглашения приговора. «Мы получили официальное письменное уведомление. Никаких комментариев и пояснений о причинах нам не сделали», — сообщил журналистам адвокат экс-главы ЮКОСа Вадим Клювгант.
Он уточнил, что такие пояснения мог бы дать только судья, однако ему это запрещает закон, так как он находится в совещательной комнате.
Клювгант не стал делать предположений, с чем связан перенос. «Я не собираюсь присоединяться к многоголосному хору гадающих и умничающих. Я не прогнозист, а юрист», — отметил адвокат.
Кроме того, он добавил, что в его практике и не по таким сложным делам случалось отложение приговора в связи с тем, что судья не успел его написать. При этом защитник подчеркнул, что «готов слушать приговор и в новогоднюю ночь».
Он также не стал прогнозировать сколько времени может занять оглашение приговора. «Это зависит от объема, от скорости чтения и подробности изложения. Для меня это не интересно. Мне интересно содержание», — сказал Клювгант.
По его словам, недавно он виделся со своим подзащитным. На вопрос BFM.ruо том, какое у Ходорковского настроении, Клювгант заявил: «Он — нормально! Не дождутся!».
Сегодня адвокат намерен также встретится со своим подзащитным в СИЗО №99/1, находящееся на территории «Матросской тишины».
Бывший вице-премьер правительства России Борис Немцов назвал в интервью BFM.ru перенос оглашения «зловещим». «Я отлично помню, как отсылали в мой город Горький академика Сахарова, тоже под покровом Рождества и Нового года. Сахарова, по-моему, отправили 29 декабря 1979 года, считая, что ни страна, ни мир ничего не заметят. Сейчас мне представляется так: они задумали дать ему очень большой срок, но боятся это сделать сейчас, поскольку будет возмущение и у нас, и в мире. Поэтому они эту подлость решили совершить под Новый год, под бой курантов, оливье и шампанское. Трусливая власть, все понятно более-менее. Только они нас с кем-то перепутали. Мы следим за этим внимательно. Мы придем к Хамовническому суду 27 числа и придем на Триумфальную 31-го. Их подлость незамеченной не останется», — сказал Немцов.
При этом на вопрос, насколько большой срок, по его мнению, получит бизнесмен, бывший вице-премьер заявил: «Я не Путин, не Сечин и даже не Данилкин. Я не могу ответить на этот вопрос. Большой срок — это годы». При этом он отметил, что ждет, что Ходорковский получит больше, чем 14 лет, которые требует гособвинение. «14 лет — это вечность», — сказал Немцов.
В среду утром защитники бизнесменов сомневались, что информация о переносе оглашения соответствует действительности. «Не редко в обычных процессах так бывает, что судья не уложился в срок. Но это такое дело, что может быть все, что угодно. Может, это сосед проходил мимо и повесил объявление», — сказала адвокат Ходорковского Наталья Терехова.
Тогда она подчеркнула, что ей показалось странным, что сообщение появилось ранним утром.
Кроме того, корреспондент BFM.ru сообщает, что у здания суда собрались не более 350 человек. Треть из них составляют журналисты. Остальные пришли поддержать Михаила Ходорковского. Среди сочувствующих замечены актриса Татьяна Друбич, телеведущие Виктор Шендерович и Светлана Сорокина, советский диссидент Владимир Буковский, а также оппозиционер Илья Яшин.
К рассмотрению дела по существу суд приступил 31 марта 2009 года.
По версии следствия, в 1998 году Ходорковский, Лебедев и другие участники преступной группы завладели акциями шести дочерних предприятий ВНК стоимостью свыше 3,6 млрд рублей. Впоследствии ценные бумаги были переоформлены на ряд зарубежных оффшорных компаний и таким образом легализованы. Срок давности по данному эпизоду уже истек, поэтому прокуратура просила освободить подсудимых от наказания в этой части.
Основное обвинение Ходорковского и Лебедева связано с хищением нефти. Первоначально подсудимым вменялось присвоение в 1998—2003 годах 350 млн тонн нефти дочерних предприятий ЮКОСа: ОАО «Самаранефтегаз», ОАО «Юганскнефтегаз» и ОАО «Томскнефть» на общую сумму 892,4 млрд рублей. По данным Генпрокуратуры, из них в 1998—2004 годах было легализовано 487 млрд 402 млн рублей и 7,5 млрд долларов.
К концу судебного процесса гособвинители снизили объем вмененных подсудимым хищений, признав, что следствие ошиблось в подсчетах. Так, прокуратура уменьшила объем якобы имевших хищений примерно на треть — до 218,7 млн тонн. При этом стоимость «похищенного» сократилась незначительно — до 824,1 млрд рублей. Сумма же «отмытых» от хищений денег и вовсе осталась прежней.
Подсудимые отрицали свою вину. Они считают процесс политическим. Прокуроры потребовали для Ходорковского и Лебедева по 14 лет лишения свободы. Суд не связан с мнением гособвинения — он может дать им как больше, так и меньше. Ожидается, что оглашение приговора из-за его большого объема может занять около двух недель.
Это уже второй процесс над Ходорковским и Лебедевым. В 2005 году оба уже были осуждены за хищения и уклонение от уплаты налогов и получили 8-летние сроки. Бывшие руководители ЮКОСа находятся под стражей с 2003 года.