В Белоруссии сегодня началось предварительное голосование на выборах президента страны. Старт досрочной кампании, которая продлится до 18 декабря включительно, был дан на более чем шести тысячах участков. Стоить отметить, что подобная практика пользуется довольно большой популярностью среди граждан страны — на прошлых выборах в 2006 году за пять дней досрочно проголосовали около трети избирателей.

Основное голосование будет проходить 19 декабря. На пост главы государства претендуют 10 кандидатов, среди которых действующий президент Александр Лукашенко, стоящий у руля страны уже 16 лет и идущий на четвертый срок. По мнению наблюдателей, шансов на победу у его соперников не так уж и много.

Итоги выборов должны быть подведены до 29 декабря, а в случае, если понадобится второй тур голосования, то он пройдет не позднее 2 января.

Неожиданное потепление

До недавнего времени политологи расходились во мнении относительно того, признает ли в итоге российское руководство результаты президентских выборов. Причиной этому было резкое похолодание в отношениях между Минском и Москвой. Стороны на протяжении последних нескольких месяцев обменивались взаимными обвинениями и претензиями — как в экономической, так и в политической сферах.

Однако завершился (если завершился) конфликт между российскими и белорусскими властями так же неожиданно, как и начался: за две недели до выборов Лукашенко резко сменил риторику и призвал Кремль к перемирию. Москва ответила взаимностью. «Мне стыдно говорить сегодня о белорусско-российских отношениях. Не надо кивать только на Москву. Мы тоже хороши», — заявил Лукашенко неделю назад на Всебелорусском народном собрании.

А 9 декабря белорусский лидер приехал в российскую столицу, где провел беседу с Дмитрием Медведевым. После этих переговоров было объявлено, что стороны достигли соглашения о формировании единого экономического пространства (ЕЭП) в рамках Таможенного союза. Лукашенко согласился отдавать России все 100% пошлины на экспортируемые его страной нефтепродукты и не стал возражать против планового повышения цен на газ с 2011 года. Помимо этого, он согласился возглавить ОДКБ, от чего отказывался на протяжении года.

Россия, со своей стороны, выразила готовность с 1 января 2011 года отменить экспортные пошлины на сырую нефть для Белоруссии. Любопытно, что когда такой вариант был озвучен впервые, первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко охарактеризовал его как «наихудший для Белоруссии».

В соответствии с соглашением, декларации на вывоз нефтепродуктов с территории Белоруссии за пределы Торгового союза у экспортеров будет принимать белорусский таможенный комитет. Декларант после подачи декларации будет перечислять вывозную пошлину в долларах на специальный внебюджетный счет Минфина Белоруссии по учету сумм вывозных пошлин в Национальном банке Белоруссии. С этого счета средства будут ежедневно перечисляться на аналогичный счет Минфина РФ в российском Центробанке и поступать в бюджет России после конвертации.

Из-под действия соглашения выведена переработка нефти из Венесуэлы и иных стран, которая будет ввозиться на условиях специального таможенного режима, предусматривающего обязательный реэкспорт товаров, полученных из данного сырья.

«Милые бранятся — только тешатся», — скажет после подписания документов Лукашенко, добавив: «Как неожиданно наши отношения испортились, так неожиданно для многих они и нормализуются».

Между тем, оппонент Лукашенко — кандидат в президенты Белоруссии Андрей Санников, считает, что никакого улучшения отношений между Москвой и Минском не произошло. «Это обычная история, когда за нашей спиной подписываются соглашения, которые, как правило, не идут на пользу Беларуси и белорусскому народу», — заявил политик.

«Лукашенко не является и не сможет быть партнером ни для России, ни для Европы. Этот спектакль, который он разыграл, не меняет сущности режима по отношению к международным партнерам. Лукашенко никогда не выполняет даже подписанные обязательства. Рассчитывать, что он изменится, не приходится», — считает Санников.

Если Лукашенко не передумает

По мнению большинства экспертов, для победы на выборах Лукашенко вполне может понадобиться лишь один тур. Если произойдет именно так, то имя нового «старого» президента будет официально объявлено уже 29 декабря. При этом ранее белорусский лидер заявил о намерении ратифицировать соглашения по ЕЭП до 1 января 2011 года. Само же Единое экономическое пространство должно заработать спустя год — с 1 января 2012 года. Об этом на заседании межгоссовета Евразэс договорились президенты России, Белоруссии и Казахстана. Скорее всего, так и произойдет, если, конечно, Лукашенко не передумает.

«Заверяю, что мы ратифицируем все документы по формированию ЕЭП до 1 января 2010 года. И сделаем мы это раньше, чем наши партнеры», — заверил Лукашенко. Пока же Белоруссия подписала все 17 документов, составляющих нормативную базу Единого экономического пространства Таможенного союза.

Безусловно, согласия Минска удалось добиться только после того, как президенты России и Белоруссии договорились по вопросу пошлин на нефть и нефтепродукты, а также цен на газ. Переговоры по этому вопросу длились на протяжении года и стали самой болезненной проблемой при подготовке договорной базы ЕЭП.

Таким образом, подписание документов по формированию Единого экономического пространства во многом зависело от исхода белорусско-российских переговоров. Ситуацию осложнял тот факт, что за день до московского саммита, на котором и были подписаны документы, эту проблему не удалось разрешить премьер-министрам России и Белоруссии. После экстренной встречи, которую Владимир Путин и Сергей Сидорский провели в Ново-Огареве 8 декабря, пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков сообщил СМИ: сторонам не удалось договориться по спорным вопросам, консультации продолжатся на уровне экспертов.

Тогда же аналитики назвали переговоры Путина с Сидорским провальными. Эксперты прогнозировали, что Медведев с Лукашенко вообще не будут касаться нефтяной темы, дабы не усугублять и без того напряженные двусторонние отношения. Однако президентам все же удалось договориться, причем обе стороны оценили эти договоренности как взаимовыгодные.

По предварительным оценкам, полная отмена пошлины обойдется российскому бюджету примерно в 2 млрд долларов в год. По расчетам Дениса Борисова из Банка Москвы, 4,4 млрд долларов Россия потеряет из-за отказа от пошлин на нефть, около 2,5 млрд долларов заработает на экспорте нефтепродуктов из Белоруссии.

Как заявила журналистам министр экономического развития России Эльвира Набиуллина, для Белоруссии экономический эффект от отмены пошлин на нефть составит 3,912 млрд долларов в год. По ее словам, российский бюджет, действительно, недополучит около 2 млрд долларов, но в среднесрочной перспективе Россия приобретет больше, чем потеряет в краткосрочной.

Как бы то ни было, аналитики отмечают, что пока неизвестен формат достигнутых договоренностей. Неясными остаются и некоторые чисто технические вопросы. Учитывая опыт отношений Москвы и Минска, когда каждая из сторон при возникновении конфликта может по-разному трактовать спорные вопросы, это вызывает некоторые сомнения в «прочности» достигнутых договоренностей.