С Нового года билет на одну поездку в московском метрополитене подорожает на 2 рубля — до 28 рублей, а билет на наземный транспорт — на 1 рубль. Более скромное, чем в прошлые годы, увеличение, аналитики объясняют предвыборными соображениями.

Билет на две поездки в метро подорожает с 52 до 56 рублей, на 5 поездок — со 125 рублей до 135 рублей, на 10 поездок— с 240 рублей до 265 рублей, на 20 поездок — с 460 рублей до 520 рублей. Стоимость проездного на 60 поездок может вырасти с 1,08 тысячи рублей до 1,2 тысячи рублей. Решение об этом содержится в проекте постановления, размещенном на сайте Региональной энергетической комиссии.

Подорожает и наземный транспорт. Билет на одну поездку, купленный заранее, вырастет в цене на 1 рубль, но зато оплата проезда у водителя обойдется в прежние 28 рублей.

Как сообщает сайт РЭК Москвы, независимая антикоррупционная экспертиза пройдет до 23 декабря, после чего проект постановления будет рассмотрен на заседании РЭК, главой которой является заместитель мэра Москвы Юрий Росляк. После этого постановление будет представлено на подпись мэру столицы Сергею Собянину.

Напомним также, что в сентябре премьер-министр Владимир Путин заявлял, что правительство России будет сдерживать тарифы в 2011 году еще более жестко, чем в 2010-м, чтобы снизить финансовую нагрузку на граждан страны и на бизнес, поддержать более активное восстановление экономики.

Возможно, это и так. Ведь в течение многих лет тарифы на проезд повышались значительно быстрее общей инфляции, и год назад проезд в московском транспорте поднялся в цене на 18–25%. Нынешнее подорожание транспортных услуг окажется примерно равным предполагаемому увеличению инфляции, которая, по правительственному прогнозу, составит 7–8%.

«У нас 2012 год на носу, а тарифы — вопрос политический, поэтому власти решили не провоцировать население», — комментирует BFM.ru начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев.

«Резкое повышение тарифов в Москве и других городах-миллионниках способно нанести серьезный удар по электоральному потенциалу партии власти и президентской компании. Поэтому очевидно, что даже несмотря на те программы, о которых заявил Сергей Собянин, в 2011 году резкого увеличения тарифов не будет», — считает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов.

В конце ноября, незадолго до своего увольнения, и.о. начальника департамента транспорта Москвы Владимир Кичеджи заявлял, что цены на проезд достигли пороговых отметок, и предложил провести реформу общественного транспорта, которая позволит отказаться от дальнейшего роста тарифов. А Сергей Собянин при вступлении в должность говорил о намерении усилить социальную защиту москвичей.

Отметим, что даже без учета скорого подорожания, проезд в московском транспорте лишь чуть дешевле, чем в ведущих европейских городах, но значительно дороже, чем, например, в столице Украины, где билет стоит около 2,5 гривен (примерно 10 рублей).

«Даже 24 рубля за поездку на автобусе — это дорого. Сейчас Сергей Собянин пытается разобраться с пробками и ему не до реформы в сфере наземного транспорта, но в будущем ему придется ею заняться», — считает Александр Разуваев. Впрочем, по его мнению, окончательно остановить рост тарифов на транспорт в столице не получится, особенно принимая во внимание будущее увеличение затрат на строительство метро.

Но из-за более скромного, чем в прежние годы, подорожания, доля инвестиционной составляющей в тарифе уменьшится. И теперь перед властями еще острее встанет проблема поиска средств для программ развития транспорта. И вопрос в том, где они их найдут. «Возможно, эти затраты будут перенесены на 2012 год, либо, как в сфере ЖКХ, власти могут пойти на предоставление льгот инвесторам», — предполагает Дмитрий Абзалов.

Подмосковные электрички также подорожают: примерно на 4–6% за одну зону.

Билет на одну поездку в пределах одного тарифного участка (пригородной зоны, до пяти километров) может подняться с 16 рублей до 17 рублей. На аналогичную величину (на 1 рубль за зону) подорожают билеты на проезд в пределах двух тарифных участков (пригородных зон, от 5,1 до 10 километров) — с 24 до 25 рублей, а также в пределах трех тарифных участков (пригородных зон, 10,1–15 километров) — с 32 до 35 рублей. При этом билет на одну поездку по маршруту Москва и один тарифный участок (пригородная зона) или в пределах четырех тарифных участков (пригородных зон, 15,1–20 километров) подорожает на два рубля — с 40 до 42 рублей. Билет на одну поездку по маршруту Москва и 13 тарифных участков (пригородных зон, 75,1-80 км) вырастет со 136 рублей до 142 рублей.

Отметим, в прошлом году повышение платы за проезд в подмосковных электричках обернулось скандалом. Когда это произошло, защитники прав потребителей подали в суд на РЖД, и прокуратура, действительно, выявила нарушения в действиях монополии, после чего тарифы были снижены.

Транспортное подорожание в столичном регионе не станет исключением в общероссийском масштабе, и, например, тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки и багажные сборы с 1 января 2011 года вырастут на 10%. Но зато только на 8% подорожают услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Как сообщается в пресс-релизе ФСТ, данный темп роста тарифов был одобрен правительством в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2011–2013 годы.

Также ФСТ отменила 50%-ную «новогоднюю» скидку, поэтому билеты на 1 января будут продавать по стандартному тарифу. Наибольшая (50-процентная) скидка к стандартному тарифу для плацкартных и общих вагонов будут действовать на проезд с 7 по 9 мая, а 15-процентная — 31 декабря и с 7 ноября по 22 декабря, скидка в размере 12% — на проезд с 9 марта по 27 апреля, 11% — с 31 августа по 1 ноября, 10% — с 1 февраля по 3 марта.

Зато наибольшие (20-процентные) надбавки будут действовать 28 и 29 апреля, 29 и 30 декабря и с 15 июля по 30 августа, в размере 15% —27 и 28 декабря и с 1 по 15 июля.

Как считает Александр Разуваев, в сфере пассажирских железнодорожных перевозок в величине тарифа продолжает оставаться значительная коррупционная составляющая. «Тарифы у нас всегда повышались на величину издержек плюс коррупционный навес, и пока эта ситуация не изменилась», — сожалеет аналитик.