Петр Авен: Back in USSR
Петр Авен, владелец и основатель одной из крупнейших российских частных банковских групп, предупреждает об ухудшении инвестиционного климата в России: афиллированные с государством группы душат конкуренцию, а увеличение госрасходов создает «очень опасную» ситуацию для бюджета
Читать на полной версииВ интервью The Financial Times Авен сказал, что российский бюджет все больше напоминает о последних годах перед распадом Советского Союза. Финансирование соцпрограмм увеличило госрасходы до 38% ВВП. Пороговая цена нефти, при которой правительство может сбалансировать бюджет с учетом нефтяных доходов, превышает 100 долларов за баррель, против 20-30 долларов за баррель, как было до 2007 года.
«В экономическом смысле мы возвращаемся к советским временам. Когда к власти пришел Горбачев, у страны также были огромные резервы [твердой валюты], низкий уровень долга и высокая цена на нефть, — приводит The Financial Times слова Авена, президента «Альфа-банка». — Но через три-четыре года денег не осталось, появился огромный внешний долг».
Отток капитала из России, существенно выросший с лета, продолжает увеличиваться. Чистый отток частного капитала за неделю по 19 ноября достиг 3,9 млрд долларов, по сравнению с 3 млрд долларов за полный месяц в августе и июле, согласно статистике Центробанка и Goldman Sachs. Правда, на минувшей неделе он немного уменьшился — до 2,2 млрд долларов. Авен говорит, что инвесторы уводят свои средства, потому что на других рынках более высокая доходность.
«Есть так много развивающихся экономик, где многие видят огромный потенциал роста, и проблема в том, что Россию в их числе инвесторы не рассматривают, — заявил Авен. — Это связано в основном с отсутствием конкурентной среды, коррупцией и несовершенством правовой системы. Уровень инвестиций очень низкий». И облака на горизонте сгущаются, потому что рост госрасходов подстегивает инфляцию, которая в этом году составит 8% и может еще больше усилиться в следующем году. Поскольку бюджет становится все более уязвимым к изменению нефтяных цен, повышение налогов на компании в России становится почти определенной перспективой, что дополнительно ухудшает перспективы экономического роста.
Авен говорит, что самым значительным фактором, препятствующим подъему, является отсутствие конкуренции, в то время как государственные группы, в частности госбанки, вытесняют частные компании.
«По-прежнему сильна вера в то, что государство может определить лучшие области инвестиций и роста, и что госбанки могут быть более эффективны, по сравнению с частными», — говорит он. Тем не менее, планы о начале приватизации госактивов в следующем году — шаг в правильном направлении.
Авен говорит, что государству следует сконцентрироваться на поддержке конкуренции и таким образом стимулировать частные инвестиции. «К сожалению, приходится жертвовать сегодняшними интересами, возможно, даже [повышением] пенсий. Если вы не можете создать частную пенсионную систему, приходится жертвовать сегодняшним уровнем потребления. Рост инвестиций должен стать приоритетом, или Россия потеряет свою позицию в мире».
Совместно созданную Авеном и Михаилом Фридманом бизнес-империю, включающую целый ряд активов, от нефтяных до телекоммуникационных, аналитики выделяют как одну из самых активно развивающихся на других рынках. Нефтяная группа с участием британских партнеров ТНК-BP выходит на рынки Венесуэлы и Вьетнама, мобильный оператор «Вымпелком» недавно объявил о слиянии объемом 7 млрд долларов с международной телекоммуникационной группой Orascom.
В то же время Глеб Фетисов, миноритарный акционер Альфа-Групп, недавно сообщил, что создает компанию для инвестирования 200 млн долларов в китайском розничном секторе. Авен, тем не менее, сказал, что в остальном Альфа-Групп не идет по стопам Фетисова и в плане расширения на международном рынке действует более осторожно. «Альфа, разумеется, стремится диверсицифироваться и работать на международном уровне во всех сферах наших интересов, — заявил он. — Но мы стараемся делать это очень осторожно в тех странах, которые мы хорошо себе представляем, в тех областях, которые мы понимаем».
«То, что я говорю об инвестиционном климате, относится не к Альфе, — заявил Авен. — Мы большая группа, поэтому мы можем здесь выжить… Это больше касается менее крупного бизнеса, хотя и мы тоже ощущаем на себе влияние [инвестиционного климата]».