При декларируемом стремлении к «перезагрузке» в отношениях между Америкой и Россией у (руководства) США остаются довольно пессимистичные представления о Кремле и его руководителях и едва ли есть большие надежды на то, что Россия будет более демократическим и надежным партнером, пишет The New York Times. Такие выводы можно сделать из внутренней переписки американских дипломатов, обнародованной сайтом WikiLeaks.

В начале 2009 года, когда мир скатился в рецессию, посольство США в Москве отправило в Вашингтон телеграмму, в которой пересказывалось, о чем говорят в российских политических кругах, пишет The New York Times. «Постоянно появляются сообщения, что Путин недоволен нагрузкой, которую он несет, и пытается ее избегать», — передает содержание телеграммы The New York Times. Американские дипломаты говорили об «усталости», отстраненности и «изоляции» российского премьера, отмечая, что он «работает из дома» и часто «не появляется в офисе». Сообщение было озаглавлено так — «Рабочая этика Путина вызывает вопросы».

Все эти слухи американская дипмиссия расценивает не столько как признаки слабости самого Путина, сколько свидетельства того, что во времена падения цен на сырье на мировых рынках и затрудненного доступа к кредитам возможности «самого могущественного человека в стране» ограничены.

По мнению автора записки, отстраненность Путина связана с осознанием того, что «резкое сокращение ресурсов ограничивает его возможности в нахождении рациональных компромиссов в кругу кремлевской элиты».

Официально США с прошлого года говорят о «перезагрузке» в отношениях с Россией, как сформулировали это понятие президент США Барак Обама и его российский коллега Дмитрий Медведев. Но десятки секретных сообщений за последние годы, добытые WikiLeaks, показывают, что у (руководства) США остаются довольно смутные и пессимистичные представления о Кремле и его руководителях и едва ли есть большие надежды на то, что Россия будет более демократическим и надежным партнером, пишет The New York Times.

В американской дипломатической переписке Путин представляется как лидер, имеющий превосходство во власти перед всеми остальными государственными деятелями, которое, однако, подрывается самой системой постсоветского государства, созданной в том числе с его помощью. Даже человек такой воли и интеллекта оказывается зависимым от более серьезных неконтролируемых сил, таких как неэффективная экономика и неуправляемая бюрократия, которая часто игнорирует его распоряжения, обобщает выводы The New York Times.

В свою очередь, пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков в четверг выразил сожаление в связи с тем, что американские дипломаты распространяют непроверенные сведения — в частности, о благосостоянии Владимира Путина. «Что касается выложенных в Wikileaks материалов, касающихся «богатства» премьер-министра РФ, то, во-первых, трудно понять, насколько аутентичны сами депеши. И во-вторых, непонятно, насколько реальны отославшие их дипломатические работники, хотя фигурируют различные
имена», — цитирует Пескова одно из информагентств.

Он также добавил: «По сути этой «дипломатической переписки» могу сказать одно: что это чистые инсинуации, полный бред. Повторяю, что речь идет именно о слухах, которые не имеют под собой никакой почвы».

В довольно прямых и иногда резких формулировках в американских депешах «путинская Россия» описывается как очень централизованная, зачастую жестокая и непоправимо циничная и коррумпированная система, передает газета. У Кремля недостаточно возможностей и стремления реформировать то, что американские дипломаты характеризуют как «современную разновидность авторитаризма», покорно принимаемую населением. Проблема злоупотребления властью и коррупция проявляется на всех уровнях российской общественной жизни — от подтасовки выборов до преследования политических конкурентов или тех, кто представляет угрозу, и посягательств на бизнес.

Коррупция описывается как тормоз развития страны и достаточно серьезная проблема для того, чтобы заслужить внимание Медведева и Путина, которым, как ни парадоксально, выгодны круги, дирижирующие взяточничеством, но поддерживающие Кремль.

Этот парадокс предъявляется в депеше, где описывается стиль руководства бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова.

С 2008 года Медведев был лидером и лицом кампании по борьбе с коррупцией, в то же время в Москве существовал целый калейдоскоп взяточничества, в значительной степени под защитой мэра, который занимал пост по усмотрению президента.

Американское посольство пишет о «трехступенчатой структуре» криминального мира Москвы, в которой мэр находился на самом верху, на втором уровне была милиция и представители спецслужб, а в основании — «муниципальные хищники» — обычные преступники и коррумпированные чиновники.

В этом мире правительство фактически мафия. «Владельцы бизнеса в Москве понимают, что лучше находиться под защитой МВД и ФСБ (а не криминалитета), и не только потому, что у них больше оружия, ресурсов и власти, чем у криминальных групп, а еще и потому, что они под защитой закона», — говорится в телеграмме. Поэтому протекция криминалитета больше не пользуется спросом.

Далее описывается шаткое равновесие. С одной стороны, премьер-министр и президент выигрывали благодаря голосам, которые Лужков приносил правящей партии, как, возможно, и от коррупции, достигавшей таких масштабов, что, по рассказам очевидцев, в Кремль с вооруженной охраной вносили чемоданы, наполненные, предположительно, деньгами.

С другой стороны, коррупция и чудовищно фальсифицированные выборы в Мосгордуму в 2009 году поставили вопрос, насколько оправдано (сохранение) Лужкова.

В заключение доклада американский дипломат предполагает, что «в конечном итоге правящий тандем выдворит Лужкова». Через восемь месяцев после того, как была отправлена эта телеграмма, Медведев отправил Лужкова в отставку. При этом американские дипломаты не надеялись, что увольнения одного человека будет достаточно, поскольку российская коррупция — структурная проблема, пишет The New York Times.

В одной из депеш говорилось, что даже если правительство захочет что-то изменить, из этого, возможно, ничего не получится, если учесть, что в 2006-м на пике власти Путина в период экономического бума в президентской администрации говорили, что 60% его указов не исполняются.

Различить границу между ключевыми российскими компаниями и правительственными чиновниками очень трудно или почти невозможно. В донесениях американских дипломатов рассказывается о том, как российские компании ведут свои дела, зачастую опираясь на «тайные сделки с участием посредников с неизвестными собственниками и бенефициарами». Речь идет о проблемах нефтегазового сектора, в частности, отсутствии современной системы менеджмента и программ модернизации оборудования, а также о сложившейся в путинских кругах тенденции воспринимать энергетические ресурсы как политические рычаги.

Говоря о проблеме неэффективности, один из руководителей известной западной компании в разговоре с Байерли отметил, что «скважину, которую в Канаде пробурят за 10 дней, в России придется бурить 20 дней»; «умножьте на сотни и тысячи и представьте себе, во что это обходится экономике».

В одном из посольских материалов от 2009 года говорится, что «Газпром» «должен действовать в интересах своих политических хозяев даже в ущерб разумным экономическим решениям».

Из дипломатических документов становится ясно, как переплетение государственных и деловых интересов российской элиты спровоцировало в Вашингтоне подозрения, что Путин, несмотря на решительные опровержения, незаметно сколотил личное состояние.

В одной конфиденциальной телеграмме упоминается швейцарская нефтетрейдинговая компания, которая «заслуживает особого внимания». По слухам, эта компания является одним из источников тайного капитала Путина, утверждается в телеграмме. Принадлежит компания Геннадию Тимченко, который, как говорят, был сослуживцем Путина по КГБ. По одной из оценок, компания может контролировать половину российского экспорта нефти, что для ее владельцев приносит миллиарды долларов дохода.

Говоря о высоких прибылях Gunvor, автор депеши утверждает, что в одной из нескольких сделок, о которых имеется информация, компания торговала с надбавкой в один доллар с барреля нефти. Самые конкурентоспособные нефтетрейдеры, по данным источника, могут поднимать цену всего на пять центов. Подтверждений информации о Gunvor в посольских материалах не приводится.

Оценки американцами отношений с Россией лучше всего описываются словами «недоверие» и «разочарование», пишет The New York Times.

Позиция Вашингтона в выстраивании отношений с Россией основывалась на терпении. В частном порядке американские дипломаты выражали надежду, что если меньше критиковать Россию публично и поддерживать развитие рыночных принципов, со временем можно будет ждать каких-то изменений со стороны российского руководства и компаний.

Описывая в ноябре 2009 года переговоры о безопасности между США и Россией, дипломат США отметил, что по-прежнему остаются проблемы с выстраиванием «реального содержательного и непрерывного диалога». По его словам, министерство обороны не изменило ни режим информационного обмена, ни привычный стиль ведения разговора со времен «холодной войны». Российские делегаты на совещаниях «тщательно контролируются (ГРУ) и не хотят включаться в какой-то диалог, помимо четко выверенных заявлений подготовленного текста».

Еще одна очевидная линия, которая читается в материалах американских депеш, — полное недоверие между Кремлем и бывшими «вассалами» Советского Союза, пишет The New York Times. Во время визита в Вашингтон в 2009 году бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский заявил, что в Польше будут приветствовать размещение американских военных «для защиты от российской агрессии».

Этот комментарий, который не понравился ни России, ни США, спровоцировал небольшую вспышку напряженности. После выступления Сикорского американские послы отправили сообщение, что в Польше создано Бюро европейской безопасности, которое сотрудники польского внешнеполитического ведомства в шутку называют «управлением по угрозам с востока».

Впоследствии эта шутка помогла пролить свет на дипломатический климат в Москве. Один из польских чиновников, ранее работавший в Москве, заявил, что в российском МИДе ему однажды припомнили это шуточное название организации. И в разговоре с американскими коллегами он сделал вывод, что узнать об этом МИД мог только «единственным образом» — прослушивая «его телефонные переговоры с Варшавой», то есть он прямо указал, что в его кабинете установлены подслушивающие устройства.