Пользователям Рунета предложили новую схему поставки легального видеоконтента — компания StarBlazer объявила о запуске услуги «StarBlazer Кино». Впрочем, услуга, как таковая, не так уж и нова — это поставка видео по запросу (video-on-demand). Особенностью же «StarBlazer Кино» является видеотека на большей части территории страны, отсутствие рекламы и возможность сохранения приобретенных пользователем видеофайлов на жесткий диск компьютера.

Напомним, StarBlazer изначально — отдельный проект компании Race Communications по предоставлению услуг спутникового Интернета на корпоративном рынке. На базе свободных мощностей спутникового ресурса около года назад был запущен коммерческий проект по предоставлению легального видеоконтента через спутниковый Интернет. На этом «пилоте» была отработана соответствующая технология, а сам проект преобразован в компанию StarBlazer — дочернюю Race Communications.

По словам генерального директора StarBlazer Александра Клинцова, в ходе «пилота» была разработана технология многоадресной рассылки, которая позволяет обеспечить рассылку одного файла на неограниченное число адресов. Здесь главное — чтобы пользователь видел спутник. Точнее, один из двух — компания использует ресурсы двух космических аппаратов, обеспечивающих покрытие европейской части России, Урала и частично Сибири. Руководитель StarBlazer рассказал также, что сам проект состоит из трех частей. Первая из них — собственно «Спутниковое кино». Сейчас же компания запустила вторую и третью — «StarBlazer Кино» для провайдеров и для пользователей Интернета.

Для новой услуги было разработано специальное клиентское ПО, включающее три приложения SB Media Explorer (служит для управления услугой на компьютере), SB Media Center (позволяет управлять «StarBlazer Кино» в том числе на телевизоре с помощью пульта дистанционного управления) и SB Tray (служебная программа, отвечающая за загрузку фильмов из центральной видеотеки StarBlazer и ее «зеркал» у провайдеров–партнеров). Кроме того, для обеспечения защиты видеофайлов от нелегального просмотра используется решение Microsoft DRM, принятое правообладателями во всем мире.

Золотые кинофильмы в Хабаровске

Как отметил Александр Клинцов, спутниковый Интернет и «Спутниковое Кино» — только ниша, имеющая свои ограничения. Отсюда проистекает желание компании выйти в большой Интернет и на рынок домовых сетей. Причем именно последнее направление Клинцов считает наиболее перспективным. По его мнению, в регионах основная сложность с получением качественного и легального видеоконтента связана, в частности, с высокой ценой магистрального трафика. «Если пользователь из Хабаровска начнет скачивать или смотреть в режиме online фильм, размещенный на сервере в Москве, то из-за высокой стоимости трафика этот фильм станет для него просто золотым, — считает Александр Клинцов. — А в случае с домовым провайдером мы идем по пути максимального приближения сервера с нашим легальным контентом к пользователю. То есть мы размещаем всю нашу видеотеку в локальной сети, допустим, небольшого города и при этом пользователю уже не надо платить за его доставку».

Интернет-провайдерам, которые пожелают сотрудничать со StarBlazer, достаточно подписать партнерское соглашение и выделить или приобрести стандартный сервер стоимостью около 2 тысяч долларов. На него будет загружена видеотека компании, в которой в настоящее время присутствует около 400 кинофильмов и мультфильмов. Клиенты таких провайдеров получат доступ к локальной видеотеке StarBlazer, с которым и будут расплачиваться за приобретенные фильмы. Компания, в свою очередь, будет выплачивать провайдерам-партнерам агентское вознаграждение в размере около 20%.

В настоящее время компания ведет переговоры с 8–10 интернет-провайдерами различного уровня — и это до начала продвижения партнерской программы. Дело в том, что провайдеры оказались в вилке: с одной стороны, не дашь пользователю пиратский контент, а другого нет, — потеряешь пользователя, с другой стороны, дашь — получишь шансы нарваться на штраф и заведение уголовного дела. А сервис «StarBlazer Кино» — позволяет выйти из этого тупика. Поэтому многие провайдеры, по утверждению Клинцова, едва ли не открытым текстом говорят — «хотим легализоваться».

Что касается третьей части проекта — присутствие в Интернете, то она ориентирована на тех пользователей, которые готовы платить за поставляемый трафик. То есть предназначена для тех, кто пользуются безлимитным Интернетом. Стоит отметить, что размер файлов «StarBlazer Кино» стандартный для Интернета — 1,5–2 Гб.

Video-on-demand для реальной России

Александр Клинцов отметил, что если взять средний стабильный канал — 2–3 Мбит/с, то используемая компанией технология позволяет начать просмотр до полной загрузки файла. Причем программа самостоятельно определяет, что при таком-то канале возможен online просмотр без сбоев и задержек из-за перегрузки. Этим, по мнению руководителя StarBlazer, технология компании отличается от других сетевых проигрывателей, в которых из-за перегрузки каналов нередко случаются все перечисленные неприятности. «Те, кому недоступны такие каналы, могут просмотреть фильм после полной загрузки файла, — заявил Александр Клинцов. — Принципиальное отличие «StarBlazer Кино» от других подобных сервисов в том, что он изначально нацелен на всю Россию, на такую, какая она есть, а не какой будет когда-нибудь — с мощными каналами до каждого абонента или устройства. То есть в нашем случае нет такого места, где нельзя было бы получить эту услугу экономически эффективным способом».

Александр Клинцов рассказал также, что в ходе «пилота» пришлось потратить немало сил на создание удобных для пользователей возможностей оплаты услуги. В компании посчитали, что раз выбрана не рекламная модель, используемая интернет-кинозалами, и за услугу платит пользователь, то его следует обеспечить удобными платежными инструментами — «это является одним из главных условий успешности проекта». Так, к настоящему времени StarBlazer реализовала возможность оплаты «StarBlazer Кино» через платежные терминалы и отделения банков, с помощью систем интернет-банкинга, мобильного телефона, «электронного кошелька» и банковской карты.

Что касается цен, то они зависят от самого контента и от уровня качества (оптимизация под кинотеатр или под телевизор) предоставляемой услуги. Так, цена полнометражного фильма в варианте для телевизора составляет 30 рублей, а для кинотеатра — 50 рублей. Кроме того, компания предлагает различные варианты доступа. По оценке Александра Клинцова, российская практика показывает, что очень часто пользователи смотрят кинофильм только один раз, поэтому StarBlazer предлагает одноразовые лицензии, когда пользователь получает право на фильм на 24 часа с момента начала просмотра. Помимо суточной лицензии, есть вариант, когда пользователь приобретает право на постоянный просмотр — «загрузка на владение». В настоящее время, по словам гендиректора компании, набирает оборот еще один вариант — подписка.

По словам руководителя StarBlazer, компания работает с несколькими правообладателями, стараясь увеличить их число.

Правообладатели и пираты не хотят договориваться

Александр Клинцов также рассказал BFM.ru о ситуации на российском интернет-рынке видеоконтента:

— В целом интернет-рынок видеоконтента довольно большой и имеет значительный потенциал роста. Сегодня около 90% этого рынка — вотчина пиратов. Но даже 10 легальных процентов этого рынка оцениваются приблизительно в 20 млн долларов. Предполагается, к 2015 его объем достигнет 180 млн долларов.

Можно сказать, что у нашего рынка две главные проблемы — пираты и правообладатели. Последние, например, не желают понимать важности интернет-рынка. Приходится подталкивать правообладателей к тому, чтобы они предоставляли для Интернета свой же контент на конкурентных условиях. У пиратов же он имеется. Но у нас многие правообладатели ограничиваются распространением своего контента через DVD — то есть они находятся, образно говоря, в XIX веке. Им важен прокат, важен выпуск DVD, а интернет-продажи они просто не замечают. Хотя можно смело говорить, что интернет-рынок важнее и перспективнее рынка DVD. Ведь как бы там ни было, но интернет-пираты победили DVD-пиратов. Просто потому, что предлагают контент более комфортными способами — не надо никуда идти, набрал нужную ссылку и скачал.

Кстати, стоит отметить, что пираты есть бесплатные и платные — есть пиратские ресурсы, на которых фильмы продаются. Это очень показательный пример востребованности видеоконтента в Интернете. И это бизнес, хотя и пиратский. Ведь зачастую на этих ресурсах новые фильмы появляются буквально через день-два после их выхода в кинопрокат в США или на телевидении. Причем появляются с вполне качественным переводом и в общем-то с профессиональной озвучкой. Все это стоит денег, которые и «отбиваются» на пользователях и на рекламодателях. Таким образом, этот бизнес вполне успешно конкурирует с легальным бизнесом по доставке видеоконтента.

Если вернуться к правообладателям, то они в последнее время все больше говорят о легализации контента в Интернете, выпустили даже реестр легального видеоконтента — как говорится в знаменитом мультфильме, «нас всех посчитали». Но это попытка получить деньги с того, чего не имеешь — с чего угодно, но только не с фильма.

— Это особенность именно нашего рынка?

— Нет, это общая тенденция. Показателен пример США. Там одна из компаний успешно занималась доставкой DVD. Но вовремя поняв, что на этом пути ей ничего «не светит», решительно ушла в online. Сегодня на ее долю в прайм-тайм приходится 20% трафика. То есть люди после работы идут не в Интернет, а к телевизору, где смотрят фильмы прямо из видеотеки этой компании. При этом пользователи согласны за это платить. Или возьмем ресурс Hulu.com, который использует рекламную модель и который изначально создавался для борьбы с пиратами. Тогда группа правообладателей договорилась вложиться в сайт. При этом было решено, что они будут получать минимальные отчисления — около 20%. Появление этого ресурса позволило всего за один год снизить уровень сетевого видеопиратства в США на 40–60%.

Когда правообладатель не гонится за большими деньгами, с пиратством вполне можно бороться. Можно привести пример компьютерных игр. Четыре года назад в магазинах пылились коробки за тысячу рублей и повсеместно стояли лотки и палатки, где игры продавались по 100–200 рублей. Ситуация изменилась только тогда, когда правообладатели перестали задирать цены. Теперь средняя цена игры — 500 рублей. И их покупают. Зато пиратские копии игр стало не так просто найти — они заняли свою, гораздо меньшую нишу. Вот это и есть рыночный подход. А рынок видеоконтента только приближается к этой границе, и даже не столько подходит, сколько говорит о ней.

— В чем еще виноваты правообладатели?

— Еще один фактор, который сказывается на развитии нашего рынка — интернет-боязнь правообладателей. Возьмем те же интернет-кинозалы, обновление их видеотек оставляет желать лучшего. Особенно если речь идет о популярных новинках мэйнстрима. А все потому, что видеофайлы просто не приспособлены к распространению через Интернет. Для правообладателя продажа файла — единичная продажа. Если человек в каком-то удаленном городе приобрел файл, то он постарается окупить свои затраты, в том числе за счет его перепродажи. Именно этого опасаются правообладатели. И мы идем им навстречу с точки зрения обеспечения защиты файлов — используем технологию Microsoft DRM. На Западе под такую защиту мэйджеры контент дают. В России же этой практики нет, и мэйджеры работают пока только с интернет-кинозалами.

Пока сохранится такая ситуация, на мой взгляд, обычные кинозалы будут играть главную роль в зарабатывании денег. Что касается остальных каналов, включая Интернет, то они так и будут прозябать, пока окончательно не рухнет рынок DVD и пока кто-нибудь из мейджеров не решится дать свой контент по адекватной цене.

Кстати, было время, когда мейджеры все-таки давали свой контент интернет-ресурсам, используя схему разделения прибыли. Но когда желающих стало слишком много — это прекратилось. В том числе по причине низкой отдачи. Да и рекламодатели пока не очень спешат на эти площадки и предпочитают занимать выжидательную позицию — посмотрим, что у них получится по итогам года, тогда и станем принимать решение.

— Во сколько можно оценить входной билет на интернет-рынок видеоконтента?

— Начальные затраты на выход на этот рынок достаточно существенные. Ведь у нас действует принцип: утром деньги — вечером стулья. В принципе, это неплохо, так как препятствует массовому появлению игроков, которые не имеют реальных возможностей для правильной работы на рынке. А в целом я согласен с цифрами, которые озвучивались на рынке — от 1 до 3 млн долларов. Но нужно учитывать, что это только входной билет — затраты на организацию технической площадки. Но есть еще операционные расходы и затраты, связанные, в том числе, с получением прав на дистрибуцию контента.