«Живой щит» не спас инспектора ГИБДД от колонии
Год лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении получил старший инспектор спецполка ДПС ГИБДД Москвы Олег Соколов, организовавший весной этого года на МКАД «живой щит» из частных автомобилей
Читать на полной версииПреображенский суд столицы приговорил к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении старшего инспектора спецполка ДПС ГИБДД Москвы Олега Соколова, организовавшего весной этого года на МКАД «живой щит». Подсудимый так и не признал своей вины, утверждая, что лишь выполнял приказ руководства. Защита намерена обжаловать приговор.
Инцидент, вызвавший большой общественный резонанс, произошел между Щелковским и Ярославским шоссе 5 марта в 5:30 утра. Тогда сотрудники ДПС остановили движение и фактически заставили автовладельцев выставить машины в качестве щита. Таким способом они пытались преградить путь автомобилю Audi, на котором уходили от преследования «барсеточники», незадолго до этого укравшие женскую сумку. Поймать их не удалось — Audi протаранила стоявшие в заграждении автомобили и скрылась.
Скандал получил огласку после того, как один из пострадавших водителей — Станислав Сутягин — рассказал о случившемся в Интернете.
Подполковник Александр Козлов, командир полка ДПС, подчиненные которого устроили «живой щит», был уволен. Глава столичного ГУВД Владимир Колокольцев объявил строгий выговор начальнику ГИБДД Москвы Сергею Казанцеву. Автомобиль Сутягину в итоге отремонтировали, как и другим автовладельцам, чьи машины получили повреждения.
Историей заинтересовался Следственный комитет. Было возбуждено уголовное дело, единственным фигурантом которого стал 33-летний старший инспектор по исполнению административного законодательства спецполка ДПС управления ГИБДД ГУВД по Москве Олег Соколов. Именно он в тот день дежурил на трассе и приказал машинам остановиться.
Потерпевшими по делу выступали владельцы трех поврежденных автомобилей: Mercedes, Mitsubishi Galant и «Волги». Четвертым был Станислав Сутягин. Примечательно, что в день, когда сотрудники ДПС устроили «живой щит» на МКАД, он находился за рулем чужой машины. Mercedes, которым Сутягин управлял, принадлежал матери его работодателя. Сам же Сутягин был частным водителем у бизнесмена Игоря Тимакова.
Ни на следствии, ни в суде Олег Соколов не признал своей вины в превышении должностных полномочий (часть 1-я статьи 286 УК РФ — от штрафа до 4 лет лишения свободы).
Версия защиты: он не мог поступить иначе
Как рассказал BFM.ru защищавший инспектора адвокат Дмитрий Китаев, в тот день Олег Соколов лишь исполнял приказы руководства, которое потребовало немедленно запретить движение на вверенном ему участке дороги. Инспектор был даже не в курсе, кого ловят. «Там, где находился Соколов, не работала радиосвязь, и старший инспектор по розыску первого спецполка ДПС Дмитрий Шинкарёв связался с моим подзащитным по мобильному телефону, поговорив с ним лишь несколько секунд», — рассказал юрист. По его словам, Соколов дал знак машинам остановиться и тут же вышел на трассу, где попытался с помощью жезла остановить мчавшуюся на него Audi. В результате злоумышленники чуть его не сбили — инспектору пришлось отпрыгнуть на капот одной из остановившихся машин.
«С момента отдачи приказа до прорыва Audi прошло всего 58 секунд», — сказал адвокат. Китаев отметил, что помимо легковых автомобилей, был остановлен и грузовик. А все случившееся зафиксировала видеокамера, установленная на расположенном рядом автосалоне. «Однако суд отклонил мою просьбу об исследовании этого доказательства, а обвинение его попросту скрыло», — говорит защитник.
По его мнению, инспектор Соколов действовал абсолютно законно. Другого способа задержать злоумышленников, иначе как остановив движущийся поток, в настоящее время не существует, утверждает адвокат. Так, на самых современных автомобилях сотрудников столичного ГИБДД Ford срабатывает ограничитель скорости на отметке 200 км в час (иномарка же преступников неслась со скоростью 240 км). Кроме того, у сотрудников ГИБДД просто не хватает спецсредств. «Те же ленты с шипами есть лишь на стационарных постах в штучном количестве», — отметил Китаев.
Однако доводы адвоката не смогли убедить судью. Она признала подсудимого виновным и постановила арестовать его в зале суда. Аргументы, что у подсудимого находятся на иждивении двое маленьких детей и жена на последних месяцах беременности, на решение судьи не повлияли.
Урок сотрудникам ГИБДД
Дмитрий Китаев заявил, что намерен добиваться отмены приговора в Мосгорсуде. По его мнению, его подзащитного просто сделали козлом отпущения. «Приговор настолько несправедлив, что коллеги Соколова, услышав его, заплакали от обиды», — сказал юрист.
В свою очередь, глава московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев положительно оценил решение суда. По его мнению, приговор суда станет для инспекторов ДПС хорошим уроком и научит не отступать от существующих инструкций. «Нет такой инструкции, которая разрешает делать из людей «живой щит». Его позволено создавать только из грузовых автомобилей, не перевозящих опасные грузы, из которых люди уже вышли», — отметил эксперт. По его мнению, сотрудники ГИБДД не должны слепо следовать указаниям начальства, а выполнять приказ, только если он правомерен.