Каждый десятый иностранный турист в Италии — русский
В 2010 году в Италии побывает почти полмиллиона российских туристов, сообщил BFM.ru директор туристического представительства этой страны Карло Бираски. Не исключено, что моде на Италию способствовали туристические поездки российских руководителей
Читать на полной версии10% всех посещающих Италию иностранных туристов составляют российские граждане, сообщил в интервью BFM.ru глава туристического представительства этой страны в Москве Карло Бираски. В нынешнем году, по данным за первые десять месяцев, объем турпотока из России в Италию вырос на 40%.
Руководитель представительства Национального агентства по туризму Италии (ENIT) в России привел также абсолютные цифры. По данным на 3 октября с.г., в Италии побывали 430 тысяч российских туристов. До конца текущего года рубеж в полмиллиона туристов, по прогнозу г-на Бираски, преодолен не будет, но 470 тысяч — показатель вполне достижимый.
В число этих 470 тысяч, кажется, впервые официально попал российский президент Дмитрий Медведев, который провел в июле три дня на высокогорном курорте Червинья. Как писала тогда газета Il Sole 24 Ore, Медведев поразил местных жителей тем, что самостоятельно расплатился за устрицы и шампанское Crystal в ресторане Bistrot de l’Abbe (меню, прямо скажем, не столько итальянское, сколько французское — под стать названию ресторана). Помимо интереса к гастрономии, высокий российский гость проявил внимание к фотографированию пейзажей, а также к итальянской культуре. Т.е., за вычетом известных деталей, вел себя как типичный небедный российский турист на отдыхе в Италии.
По словам Карло Бираски, в последнее время у приезжих из России горнолыжные курорты пользуются растущей популярностью, а вообще россиян традиционно привлекают на Апеннины солнце, море, города-музеи и еда с вином. На вопрос о том, помог ли популяризации итальянского направления отдых Медведева в Червинье, г-н Бираски отвечает широкой улыбкой. Он не исключает, что Медведев вернется на один из итальянских курортов, но за точными деталями переадресовал к пока еще премьер-министру Италии Берлускони.
Что будет с итальянскими визами
Самым сложным вопросом для итальянского направления российского турбизнеса, по-видимому, можно считать визы. До решения проблемы в общеевропейском масштабе, по словам г-на Бираски, который участвует на рабочем уровне в обсуждении ситуации с европейскими коллегами, пройдет несколько лет. В нынешнем году консульства шенгенских стран в России договорились об упрощенном механизме выдачи многократных виз. Если российский гражданин за год один раз посетил Италию, то следующий раз может претендовать на полугодовую многократку; два визита — возможность получения годовой многократной визы. Та же договоренность распространяется на другие страны Шенгена.
Но есть и специфически итальянская часть визовой ситуации. В нынешнем году правительство Италии из соображений экономии сократило персонал, занятый обработкой заявок на визы в России. Помимо собственно консульских работников оформлением виз занималось 16 сотрудников ENIT. Вот от их услуг и было решено отказаться. Правда, на сегодняшний день 9 из этих 16 успешно прошли конкурс на работу в консульстве. В целом, по данным ENIT, обработкой виз в итальянском консульстве в Москве занято порядка тридцати человек. Г-н Бираски надеется, что до конца года этого количества хватит, чтобы консульство не захлебнулось от потока российских туристов. По итогам зимнего туристического сезона итальянские власти будут решать, сколько консульских работников им потребуется в 2011 году в Москве.
При этом в нынешнем году в ряде российских городов, в том числе, в Краснодаре, Самаре, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Липецке были открыты визовые центры, что также способствовало некоторому упорядочиванию работы с визами. Однако основная масса туристов, посещающих Италию, это москвичи: на столицу приходится 60% турпотока.
Россияне в Италии стали меньше пить и буянить
Минувшим летом британский туристический портал realholidayreports.com в своем традиционном рейтинге самых нелюбимых туристов присудил малопочетное первое место россиянам. В этом качестве они потеснили немцев, которые доселе стабильно являлись чемпионами.
В случае с Италией, по словам Карло Бираски, ситуация прямо противоположная. И говорит он это с полной ответственностью, как человек, семь лет проработавший в России представителем ENIT (Национальное агентство Италии по туризму официально зарегистрировало свое представительство в Москве в январе 2001 г., через полгода после подписания двустороннего соглашения между Россией и Италией о сотрудничестве в области туризма).
Еще несколько лет назад итальянские владельцы отелей зачастую жаловались на поведение российских туристов, которые реализовывали свое представление о Dolce Vita, пьянствуя и дебоширя в гостиницах. В последнее время, возможно, в чем-то и благодаря работе ENIT, русские туристы стали пить в Италии не больше, чем сами итальянцы, то есть вполне умеренно.
Представитель ENIT считает, что туристы из России — достаточно требовательные, они ориентированы на четырех-трехзвездочные гостиницы. Но при этом обращают внимание на точное соответствие условий проживания обещанным. Из специфически российских требований к гостиницам г-н Бираски смог назвать одно: наличие русскоязычного персонала. В целом же российский путешественник — это человек, который знает толк в еде и питье, летом любит отдыхать на море, а зимой — кататься на лыжах; активно интересуется Италией, ее достопримечательностями и культурой.
(Правда, порой требовательный интерес наших соотечественников к итальянским памятникам старины превышает физические возможности принимающей стороны. Как рассказала BFM.ru работающая в Риме гид, как-то по окончании экскурсии к ней подошел мужчина и сказал, что в его списке обязательных для осмотра памятных мест не выполнен один пункт: «Почему вы не показали нам Пизанскую башню?» Кстати, это не единичный случай, когда россияне настаивают именно на осмотре Пизанской башни непосредственно в Риме).
Чем российские туристы действительно отличаются, скажем, от европейских, так это незначительной долей людей, которые организуют свой отдых самостоятельно, без помощи турагентств. Таких людей, по сведениям Карло Бираски, — не более 7% от общего числа туристов из России. Понятно, что в большой степени причина в сложности самостоятельного получения виз. Но есть и другие причины, в том числе, языковой барьер.
А так — Россия входит в пятерку самых важных туристических рынков для Италии. На первом месте стоят немцы, далее американцы, японцы, все западноевропейцы — за вычетом немцев, — и наши.
Внимательно следите за ценами в итальянских отелях
У итальянских гостиниц есть ряд особенностей, которые следует иметь в виду, планируя поездку в Италию. Например, на Юге страны многие отели закрываются поздней осенью и зимой, хотя в последнее время некоторые из них обратили внимание на то, что растущее число туристов из России приезжает в низкий сезон.
Сугубо итальянской спецификой является большой разброс цен на номера в однотипных гостиницах в зависимости от региона и даже городов в пределах одной области. Недавно проведенное исследование показало, что цены могут варьироваться на треть и более. Работа проводилась итальянским агентством ETN в сентябре-октябре 2010 г. путем сравнения цен на 7700 гостиничных номеров в Интернете. Наибольший разброс цен зарегистрирован в Пизе и Милане. В целом выводы исследования таковы: чем более «раскрученные» область или город — тем больше шансов на то, что цены на сопоставимые номера будут скакать от отеля к отелю. А вот относительно редко посещаемые иностранными туристами области, такие, как, допустим, Базиликата на юге полуострова, демонстрируют завидное ценовое единообразие.
У г-на Бираски есть частичное объяснение этого феномена. Цены зависят от «звездности» гостиниц, а критерии присвоения звезд разнятся в каждом регионе, и на сегодняшний день в Италии не существует единого общенационального стандарта. Руководство ENIT сейчас как раз занято выработкой таких стандартов. С другой стороны, очевидно, что разброс цен в пределах одного города, допустим, Милана, не может быть связан только с отсутствующими национальными стандартами.
Это следует иметь в виду тем нашим соотечественникам, которые в виду приближения новогодних распродаж по недавно сформировавшей традиции потянутся в Милан.
Для тех россиян, кто ездит в Италию проведать свою недвижимость, проблемы гостиничных цен не существует. Но таких относительно немного, от восьми до десяти тысяч, говорит Карло Бираски.