Правительство Москвы станет нелётным
Правительство Москвы может избавиться от своих долей в аэропорте «Внуково» и авиакомпании «Москва» (бывший «Атлант-Союз»). Это не лучшие активы в своих отраслях, говорят эксперты, но их продажа даст новому мэру Сергею Собянину деньги на решение неотложных проблем
Читать на полной версииПравительство Москвы может избавиться от своих долей в аэропорте «Внуково» и авиакомпании «Москва» (ранее «Атлант-Союз»). Об этом, как передает РИА «Новости», заявил министр транспорта Игорь Левитин.
«Позиция мэра Москвы — освободиться от всех непрофильных активов. Эти активы непрофильные, скорее всего, будут продавать», — рассказал Левитин. Доля московского правительства составляет около 75% в аэропорте «Внуково» и 51% — в авиакомпании «Москва».
С приходом к управлению Москвой мэра Сергея Собянина позиция столичного правительства изменилась по многим ключевым вопросам, говорит в интервью BFM.ru аналитик по транспорту компании Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андреянова. «Вопрос, кому могут быть интересны доли в авиакомпании «Москва» и аэропорте «Внуково», сложен. Ни одна из этих компаний не является «звездой» в свой сфере», — отмечает аналитик.
Тем не менее, эти новости весьма ожидаемы, считает директор департамента оценки АКГ «Развитие бизнес-систем» Максим Тищенко. «Ведь продав данные активы, правительство Москвы выручит достаточно солидную сумму, которую можно направить на решение текущих неотложных вопросов — строительство парковок, школ, детских садов, больниц и пр. Учитывая необходимость дополнительных инвестиций в данные активы — это достаточно правильное решение», — рассуждает эксперт.
Между тем, еще год назад московское правительство активно боролось за практически полный контроль над аэропортом «Внуково». Так, в июле 2009 года возглавлявший тогда московский департамент транспорта Василий Кичеджи заявлял, что частный акционер, совладелец «Внуково» Виталий Ванцев через оператора по продаже услуг «Внуково Хэндлинг» выводит активы из-под контроля правительства Москвы. Тогда в хендлинговой компании доля Москвы составляла лишь 25%, московское правительство же намеревалось увеличить ее до 75%.
Виталию Ванцеву принадлежит 25% в ОАО «Аэропорт Внуково». Ранее, в начале 2009 года структуры, близкие к Ванцеву, приобрели 75% авиакомпании Sky Express, по данным газеты «Ведомости», однако позже Ванцев опроверг сообщения об этой сделке. Эксперты не исключают, что в результате продажи доли московского правительства во «Внуково», контроль над аэропортом может перейти к структурам Ванцева. «Такие шансы есть, но вопрос в том, хватит ли ему средств, или захочет кто-либо кредитовать эту сделку. Ванцева можно рассматривать как потенциального покупателя, но, думаю, будут и другие покупатели с меньшим числом проблем», — говорит BFM.ru Максим Тищенко из АКГ «Развитие бизнес-систем».
Аэропорт «Внуково» по итогам прошедших девяти месяцев этого года — в убытке. По РСБУ он составил почти 180 млн рублей против 317,850 млн рублей чистой прибыли годом ранее. Выручка за это же время увеличилась на 11% до 2,058 млрд рублей. Пассажиропоток «Внуково» увеличился на 25,1% до 7,3 млн пассажиров. У конкурентов «Внуково» пассажиропоток существенно выше: «Домодедово» за 9 месяцев перевез почти 17 млн человек (+21%), а «Шереметьево» —14,7 млн человек (31,2%).
«Нужно иметь в виду, что продажа московской доли «Внуково» может быть затруднена сложной юридической структурой аэропорта, где существует несколько юридических лиц. Скорее всего, аэропорту потребуется пройти через реорганизацию, что может повлиять на сроки сделки», — говорит BFM.ru Екатерина Андреянова из Rye, Man & Gor Securities. Кроме того, «Внуково» является базовым аэропортом для авиации правительства России. Как полагает эксперт, это может означать, что государство не захочет отдавать этот актив «неуправляемому» инвестору. «Вероятно, государство захочет контролировать ситуацию», — полагает аналитик.
Авиакомпания «Москва» (бывший «Атлант-Союз») за январь-сентябрь нарастила перевозки на 24%. 49% перевозчика принадлежит гендиректору ОАО «Вертолетная сервисная компания» Виктору Григорьеву. В парке авиакомпании, по данным Росавиации, четыре Ту-154М, шесть Ил-86, два Boeing 737-300, четыре Embraer 120 и шесть Boeing 737-800. Этими активами могут заинтересоваться западные игроки авиарынка: «Через покупку данной компании они получат шанс войти на достаточно сильно монополизированный российский рынок», — говорит BFM.ru Максим Тищенко.