ООН рассчитывает, что основной прирост мирового сельхозпроизводства в предстоящие годы произойдет за счет Бразилии, Украины и России. Это поможет гарантировать поддержание мировой продовольственной безопасности на фоне низких темпов развития аграрного сектора во многих странах.

Как следует из доклада Генерального секретаря ООН «Сельскохозяйственное развитие и продовольственная безопасность», в Бразилии наблюдается самое динамичное в мире развитие сельскохозяйственного сектора, и к 2019 году его рост составит 40% по сравнению с периодом 2007–2009 годов.

Россия и Украина займут вторые-третьи места в списке лидеров мирового сельхозпроизводства. В этих странах рост сельхозпродукции составит в 2019 году соответственно 26% и 29%, но при условии поддержки этого сектора правительствами.

За этот же период рост производства в США и Канаде прогнозируется в пределах 10–15%. А чистый объем сельскохозяйственной продукции в 27 государствах - членах Европейского союза к 2019 году вырастет менее чем на 4%.

В докладе сообщается, что в Западной Европе наблюдается стагнация производства продовольствия. Свой аппетит странам региона придется все в большей степени удовлетворять за счет импорта. А с точки зрения производства продовольствия на душу населения самые высокие темпы роста демонстрирует Восточная Европа.

В последние полвека благодаря внедрению интенсивных методов ведения хозяйства и совокупности эффектов, связанных с «зеленой революцией», наблюдался быстрый рост производства основных категорий продуктов питания. Так, если в 1961 году валовой сбор зерна в мире составил 876,8 млн тонн, то в 2006-м — 2220 млн тонн, то есть в 2,5 раза больше. Но из-за исчерпания фонда свободных земель и других ограничений в предстоящие десятилетия следует ожидать существенного замедления темпов роста глобального сельхозпроизводства.

Поэтому в ООН особые перспективы связывают с небольшой группой стран, включая Россию, где сохранились возможности расширения сельхозугодий, а также роста продуктивности за счет переноса передовых технологий.

Надежды ООН на российских аграриев имеют под собой определенные основания, так как с 1998 года в стране наблюдался достаточно стабильный подъем в сельхозсекторе.

Справка. По данным Росстата, в 1999 году объем сельхозпроизводства составил 103,8%, в 2000 — 106,2%, в 2001 — 106,9%, в 2002 — 100,9%, 2003 — 99,9%, 2004 — 102,4%, 2005 — 101,6%, в 2006 — 103,0%, в 2007 — 103,3%, в 2008 — 110,8%, а в 2009, по уточненным данным, — 101,4%.

Первые два квартала текущего года в российском сельхозсекторе продолжалась положительная динамика (в I квартале — 103,6%, во II квартале — 102,3%), но затем летняя засуха обвалила показатели, и в III квартале падение производства составило 18,6%.

В результате, считает аналитик ИК «Финам» Эльдар Вагабов, в этом году по самому оптимистичному прогнозу падение сельхозпроизводства составит примерно 5%. Впрочем, по его мнению, прогноз ООН выглядит вполне реалистично, и это подтверждается тем, что в минувшее десятилетие средние темпы роста в аграрном секторе составляли 4–5%. «Я не вижу в числе лидеров прогноза США и Китай, где сохраняется неплохой потенциал увеличения продукции в аграрном секторе. Но что касается России, то если не будет никаких существенных препятствий, то в ближайшие годы темпы роста сельхозпроизводства в стране вполне могут быть не ниже, чем ранее», — заявил BFM.ru аналитик.

Рост производства мог бы быть и выше, если бы его не сдерживал недостаточный уровень доходов населения. Вагабов также напомнил, что, например, по молоку и мясу отечественное сельское хозяйство пока не вышло на лучшие советские уровни 1988–89 годов.

На сегодня импорт покрывает примерно 35% от общего потребления продовольствия в стране. И хотя за минувшее десятилетие потребление мяса и мясопродуктов, а также молока увеличилось примерно на 35% и 10%, однако отставание от стран Запада по уровню потребления мяса составляет 1,4–2,5 раза, молока — 1,1–1,6, а рыбы — 1,1–2,5 раза.

В целом же по уровню питания Россия располагается в седьмом десятке стран, и потребление населением продовольствия не обеспечивает нормативный (медицинский) уровень питания. В большей степени это относится к продуктам питания животного происхождения.

Эксперты не исключают, что вступление в ВТО может нанести удар аграрному сектору России. В то же время имеются значительные резервы по минимизации негативных последствий. По данным доцента Всероссийского НИИ экономики и нормативов Российской академии сельхознаук Александа Назарова, в Южном Федеральном округе не более 5% сельскохозяйственных организаций внедряют в настоящее время научно-технические и организационные нововведения, в Ростовской области уровень освоения технико-технологических, биологических, экологических и организационно-экономических инноваций составляет 10%, в Краснодарском крае 51%.

«Переход к инновационному развитию требует пересмотра деловой этики. Но если изменений в сельхозполитике не будет, то в ближайшие годы можно ожидать снижения обеспечения потребительского спроса населения России за счет отечественного производства на очень многие виды продовольствия», — предупреждает эксперт.