Россия не расстанется со своей зарубежной собственностью
Управделами президента РФ надеется на положительное решение суда по апелляции на арест российского имущества в Швеции по иску немецкого предпринимателя Франца Зедельмайера, требующего с России порядка 5 млн евро
Читать на полной версииУправление делами президента РФ надеется на положительное решение суда по апелляции на арест российского имущества в Швеции по иску немецкого предпринимателя Франца Зедельмайера, требующего с России порядка 5 млн евро компенсации потерянных инвестиций. Управделами намерено также привлечь внимание судебных органов Германии к деятельности этого бизнесмена. Об этом заявил российским журналистам в Вашингтоне глава управления делами президента России Владимир Кожин.
Напомним, в ответ на иск Зедельмайера, пытавшегося в 1990-е годы организовать бизнес в Петербурге, Стокгольмский городской суд 11 октября постановил наложить арест на собственность РФ в Швеции в размере, «составляющем в настоящее время около 4 млн 730 тысяч 608 долларов США, включая издержки и проценты, которые могут быть покрыты при изъятии имущества» (как было указано в иске).
Но пока шведские власти не предпринимают никаких действий в отношении российской собственности по иску немецкого бизнесмена, требующего от России компенсировать потерянные инвестиции. Сам арест фактически наложен до сих пор не был, поскольку окончательно так и не был определен объект недвижимости. То есть суд постановил наложить так называемый «обеспечительный арест».
«Что касается решения стокгольмского арбитража, то оно не подлежит пересмотру, это уже история. Все наши усилия направлены на то, что у нас очень серьезные претензии к этому господину по так называемым его инвестициям. И это все передано сейчас в судебные органы ФРГ, и дело рассматривается там», — заявил Кожин.
Глава управления делами президента также пояснил, что при вынесении решения об аресте имущества РФ в Стокгольме был нарушен процессуальный порядок подачи исков, учитывая, что стокгольмский городской суд — это суд второй инстанции, и его решение не окончательное. «Сейчас подана апелляция, надеюсь, она будет рассмотрена и вопрос будет закрыт», — сказал Кожин. В соответствии со шведским законодательством, исполнение решения суда от 11 октября приостановлено на время рассмотрения апелляции.
«Мы сейчас находимся в ожидании решения Верховного суда Швеции, который является судом высшей инстанции в этой стране. Надеемся на то, что он вынесет объективное решение, рассмотрит все обстоятельства дела с учетом и в полном соответствии с нормами международного права», — рассказал BFM.ru пресс-атташе посольства России в Швеции Александр Попов. По его словам, на данный момент ничего принципиально нового не происходит. «Насколько нам известно, Стокгольмский городской суд вынес свое решение 11 октября и наложил обеспечительный арест на госсобственность России в Швеции, но никаких конкретных действий вслед за этим не последовало. Речь, в частности, идет о здании торгпредства, но оно относится к государственной собственности РФ за рубежом и на него распространяется дипломатический иммунитет. Пока никаких судебных приставов там нет, и никто ничего не опечатывал. Да и мы, как представители России, продолжаем в полной мере пользоваться своим зданием здесь, в Швеции, в Стокгольме», — заявил Попов.
Таким образом, пресс-атташе подтвердил, что решение суда до сих пор не исполнено. Он также сообщил, что никаких документов из суда в посольство предъявлено не было, и предположил, что, возможно, они были отправлены напрямую в торговое представительство.
«Решение Стокгольмского городского суда, конечно, незаконно», — поделился своим мнением с BFM.ru адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев. Он считает, что даже если решение суда не будет отменено, оно практически невыполнимо.
«Все-таки ни здания посольств, ни торгпредств, ни зарубежные представительства никогда, ни в одной стране мира не арестовывались. Это относится все-таки больше к международному, к дипломатическому праву. Судебная практика идет именно по такому пути, что если государство должно отвечать, то деньгами, но никак не дипломатическим имуществом», — заявил Князев.
«Вся эта история длится уже около 19 лет. И вы видите сами, каковы результаты. Поэтому мне кажется, что в данной ситуации бизнесмену необходимо все-таки вести переговоры с нашей стороной», — предположил адвокат.
Ранее пресс-секретарь управления делами президента РФ Виктор Хреков сообщил о пяти контрисках РФ к Зедельмайеру, которые рассматриваются сейчас в судах Германии. По его словам, общая сумма претензий по ним приближается к 70 млн евро. «Никаких денег Зедельмайер не получит ни сейчас, ни через сто лет. Этот вопрос закрыт», — заявил Хреков.
С чего все началось
В 1991 году компания SGC International, возглавляемая Зедельмайером, и ГУВД Санкт-Петербурга учредили совместное предприятие. В его уставный капитал ГУВД внесло свою ведомственную резиденцию — особняк на Каменном острове. В 1995 году здание было передано Управлению делами президента РФ, и Зедельмайер потребовал возмещения затрат на реконструкцию особняка. Решение взыскать в пользу бизнесмена 2,35 млн долларов убытков вынес в 1998 году Международный коммерческий арбитраж в Стокгольме. Решение стокгольмского арбитража Россия не исполнила, и Зедельмайер начал искать российское имущество, на которое можно обратить взыскание.
Первоначально Зедельмайер искал российскую госсобственность в Германии. Бизнесмен пытался, например, через суд арестовать экспонаты Роскосмоса на международном аэрокосмическом салоне ILA 2006 в Берлине. Но арест не состоялся — частные охранники выставки не пустили приставов на территорию, напоминает издание. После этого Зедельмайер попытался предъявить права на комплекс зданий бывшего советского торгпредства в Кельне площадью около 15 тысяч квадратных метров, принадлежащий управлению делами президента РФ. 17 декабря 2009 года в Кельне по решению суда прошли первые публичные торги по продаже части комплекса, объект выкупило ФГУП «Госзагрансобственность», за которым в России закреплен комплекс. Франц Зедельмайер сообщил в начале октября, что пока получил только 1 млн евро, но аукционы по продаже частей комплекса еще не завершены. Суд Кельна назначил второй аукцион, который должен пройти 16 декабря этого года.
«Изначально на лоты на кельнском аукционе претендовало около полусотни покупателей. Но желающих почти не осталось, когда выяснилось, что комплекс «обременен», то есть сдан в пользование на 25 лет российской структуре ФГУП «Госзагрансобственность», подведомственной управлению делами президента РФ. Иными словами, купить комплекс можно, однако выгнать «пользователей», что-либо перестроить или снести и строить заново, нельзя», — писало тогда германское издание DW.
Осенью прошлого года неудачей закончилась попытка бизнесмена добиться принудительной продажи здания Русского дома в Берлине на Фридрихштрассе — немецкие суды решили, что дом используется в «суверенных целях» (то есть для государственной деятельности, в данном случае — внешнеполитической) и защищен госиммунитетом.
Зедельмайер ранее заявлял, что основная сумма долга им не получена, и сейчас Россия должна ему около 4,5 млн евро с учетом процентов и судебных издержек.