Гособвинение требует приговорить экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего главу МФО «Менатеп» Платона Лебедева к 14 годам лишения свободы каждого.

Как передает корреспондент BFM.ru, такое наказание прокуроры предложили назначить подсудимым в ходе прений сторон в Хамовническом суде Москвы. Они заявили, что считают доказанным предъявленное подсудимым обвинение в «присвоении или растрате вверенного имущества» (статья 160 УК), а также в «легализации преступных доходов» (статья 174.1 УК).

За хищение гособвинители запросили срок в 8 лет, а за легализацию — 9 лет. По совокупности совершенных преступлений они потребовали назначить каждому из подсудимых по 13,5 лет лишения свободы в колонии общего режима. Однако, поскольку подсудимые имеют уже 8-летний срок по первому приговору суда, то путем частичного сложения наказания они запросили в общей сложности для Ходорковского и Лебедева 14 лет колонии.

Прокурор Валерий Лахтин сообщил, что, по мнению прокуратуры, заявленные к подсудимым иски потерпевших должны быть рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства.

Первоначально подсудимым вменялось хищение в 1998-2003 годах 350 млн тонн нефти и акций дочерних предприятий «Восточной нефтяной компании» (ВНК) на общую сумму около 900 млрд рублей. Однако в ходе прений сторон, в которых прокуроры выступали больше недели, гособвинители признали, что следствие ошиблось, и снизили объем вмененных Ходорковскому и Лебедеву хищений нефти примерно на треть — до 218,7 млн тонн. При этом стоимость якобы похищенного подсудимыми сократилась незначительно — с 892,4 млрд рублей до 824,1 млрд рублей. А сумма якобы отмытых от хищений денег и вовсе осталась прежней — 487 млрд 402 млн рублей и 7,5 млн долларов.

Прокуроры также считают, что свое подтверждение в суде нашло обвинение в хищении подсудимыми в 1998 году акций шести дочерних компаний ОАО «Восточная нефтяная компания» (ВНК) стоимостью более 3,6 млрд рублей. 

10-летний срок давности по этому эпизоду о хищении акций ВНК истек уже два года назад. В этой связи прокуроры предложили освободить подсудимых от наказания в связи с истечением срока давности.

Выступая в пятницу в суде, один из четверых гособвинителей, прокурор Валерий Лахтин, дал характеристику Михаилу Ходорковскому. Он заявил, что «мягкость, обходительность и сдержанность» подсудимого — «это только внешнее». «Ходорковский обладает сильными качествам аккумулировать идеи в преступные схемы», — сказал обвинитель. По его словам, Ходорковский «даже в этом суде ведет себя лояльно и играет роль нормального человека, говорит, что ему вменяется хищение нефти чуть ли не из трубопровода или цистерны». Это вызвало смех подсудимых.

Подводя итог девятидневному выступлению гособвинителей, Лахтин сказал, что подсудимые обвиняются в совершении преступлений, которые относятся к категории тяжких, в составе организованной группы, члены которой в настоящее время находятся в розыске, а в отношении некоторых ведется процедура экстрадиции. «Подсудимые занимали лидирующие роли в ОПГ, обладая опытом и навыками в финансово-хозяйственной деятельности, связями во властных структурах и неограниченным количеством финансов, которые они использовали для подкупа бывшего руководства ЮКОСа, специалистов и экспертов», — сказал прокурор.

Он добавил, что обоим вменяется совершение преступлений в экономической сфере. И это не умаляет их ответственности — в, странах Европы и в Америке за преступления в сфере экономики предусмотрены длительные сроки — до 20 лет лишения свободы. «Они естественны, оправданы и находят понимание в бизнес-сообществе, поскольку такие преступления подрывают основы экономики и государственной безопасности», — сказал Лахтин.

По его словам, подсудимые и их адвокаты пытались оказать давление на свидетелей и искажали их показания в СМИ. При этом прокурор подчеркнул, что никакого предвзятого отношения к подсудимым обвинение не имеет.

Это уже второй процесс над Ходорковским и Лебедевым. В 2005 году оба уже были осуждены за хищения и уклонение от уплаты налогов и получили 8-летние сроки. Рассмотрение второго дела заняло 1,5 года — слушания начались 31 марта 2009 года. Подсудимые не признали свою вину. Теперь в прениях сторон должны выступить адвокаты. Они считают, что вина их подзащитных не доказана, а дело носит политический характер.