Минск готов обменяться с Россией пошлинами
Руководство Белоруссии выразило согласие перечислять России экспортные пошлины, полученные за продукты своей нефтепереработки, вместо уплаты пошлин за российскую нефть. Переговоры состоятся после президентских выборов в Белоруссии
Читать на полной версииРуководство Белоруссии выразило согласие перечислять России экспортные пошлины, полученные за продукты своей нефтепереработки, вместо уплаты пошлин за российскую сырую нефть. Переговоры по существу состоятся уже после президентских выборов в Белоруссии.
О намерении перечислять пошлины от реализации нефтепродуктов, в обмен на освобождение Белоруссии от уплаты экспортных пошлин за российскую нефть заявил министр экономики страны Николай Снопков. «Как мы можем не согласиться, если в основе этой темы лежат равные условия деятельности по реализации нефтепродуктов на экспорт для белорусских и российских НПЗ», — сказал белорусский министр, заверив, что это и есть то, к чему стремились в его стране все это время.
По его мнению, при реализации такого предложения речь идет о создании равных условиях хозяйствования с точки зрения входа нефти и выхода нефтепродуктов для белорусских и российских НПЗ.
Инициатива Минска последовала после того, как в начале недели замминистра финансов РФ Сергей Шаталов заявил о том, что Россия согласна отказаться от взимания с Белоруссии экспортной пошлины на нефть в обмен на получение всех пошлин, которые Белоруссия будет собирать от экспорта своих нефтепродуктов. Правда, при условии их существенного повышения.
Напомним, согласно январским соглашениям между двумя странами, Белоруссия в этом году получает беспошлинно из России 6,3 млн тонн нефти. На прошлой неделе премьер-министр РФ Владимир Путин еще раз разъяснил, что объемы сверх этого являются, фактически, реэкспортным потенциалом Белоруссии, и поэтому облагаются пошлиной. По его словам, пошлина будет отменена после подписания всех документов по созданию Единого экономического пространства.
Пошлины от экспорта нефтепродуктов белорусскими предприятиями на Запад идут в бюджет страны. Ранее в комментарии BFM.ru руководитель белорусского центра «Стратегия» Леонид Заико утверждал, что внутреннее потребление нефти в Белоруссии существенно меньше беспошлинных 6,3 млн тонн, а значит, суммы, которые получают от российской нефти белорусские НПЗ и бюджет страны, заведомо больше расчетных.
Как указывает аналитик ИК «Финам» Александр Еремин, предложение белорусского министра — это не сдача прежней позиции и не кардинальная ее смена, а ее смягчение и компромиссный вариант. По его расчетам, потери Белоруссии в случае согласия перечислять экспортные пошлины в Россию составят примерно 2 млрд долларов в год. Аналогичную сумму потеряет и Россия, отказавшись от пошлин на сырую нефть.
Аналитик считает, что Россия вряд ли пойдет на неравноценный обмен, но если двум странам удастся заключить договор на озвученных белорусским министром условиях, то в дальнейшем «проблем не будет». «Стороны действительно постепенно идут в направлении урегулирования конфликта. Возможно, будут спорить за ставку пошлины в Белоруссии», — заключил Александр Еремин.
Впрочем, белорусский политолог Александр Класковский отмечает, что многие комментаторы в Минске уже заявили, что Снопков «несколько погорячился» и его слова пока лишь «личное мнение». «Думаю, что белорусское руководство еще будет тщательно взвешивать все плюсы и минусы», — заявил BFM.ru эксперт. Он также отметил, что в нефтегазовых взаимоотношениях между странами много темных моментов, и некоторые решения приняты в интересах отдельных лиц и структур. А это может затруднить поиск компромисса.
Спорный вопрос о введенных Россией пошлинах на нефтепродукты рассматривается в Экономическом суде СНГ и далек от разрешения. В 2009 году Россия поставила Белоруссии 15 млн тонн нефти, а мощности НПЗ страны рассчитаны на переработку 20 млн тонн. По итогам этого года российский нефтяной экспорт в Белоруссию окажется меньше. Ранее белорусский премьер Сергей Сидорский заявлял, что поставки венесуэльской нефти в 2010 году могут составить 4 млн тонн, а через год объем ее импорта может возрасти до 10 млн тонн.
Как указывает Класковский, если Россия и Минск договорятся о компромиссе, то тогда поставки нефти из Венесуэлы и Ирана теряют смысл. Но диверсификация поставок энергоресурсов уже стала одним из основных тезисов новой Концепции национальной безопасности Белоруссии, которая вскоре будет принята страной.
Время выхода на взаимоприемлемые договоренности поджимает, но в Белоруссии руководство сейчас сконцентрировано на скорых президентских выборах. На них, полагает политолог, Лукашенко постарается получить арифметическое большинство и в тоже время «не пережать» оппозицию, так как это может вызвать негативную реакцию на Западе и в России. А уже после выборов, подтвердив свою легитимность, Александр Лукашенко начнет серьезные переговоры.
«В золотые сытые годы казна Белоруссии от сотрудничества в нефтегазовой сфере с Россией получала миллиардные прибыли. Конечно, хочется сохранить часть благ, и поэтому нам еще предстоит увидеть борьбу за каждый баррель беспошлинной нефти. Зная характер белорусского руководства, уверен, что на односторонние уступки оно не пойдет», — сказал политолог.
Все эти противоречия разворачиваются в контексте существования так называемого Союзного государства и формирования Таможенного союза, который, по словам Класковского, является союзом из одних исключений, так как многие товары при экспорте в одну из стран по-прежнему циркулируют в особом режиме.
В тоже время соцопросы показывают раскол среди белорусов по поводу вектора развития страны. «Сейчас у нас уже небольшой перевес выступающих за интеграцию с ЕС, а число тех, кто за интеграцию с Россией, уменьшается, хотя и остается понимание важности экономических связей с соседями на востоке. И одновременно укрепляется осознание ценности белорусского суверенитета», — говорит Александр Класковский.
В целом, он считает, что в Белоруссии сейчас сложился консенсус между Александром Лукашенко, оппозицией и массой рядовых граждан по вопросу о необходимости укрепления фундамента белорусской независимости, главным гарантом которой себя позиционирует бессменный президент страны. Поэтому чудесного римейка братской интеграции с Россией не будет, но это не значит, что надо обязательно конфликтовать там, где стороны вполне способны договориться, заключил политолог.