Три фракции сдадут депутата Егиазаряна
В Госдуме более часа обсуждался вопрос, давать ли согласие на возбуждение уголовного дела в отношении члена фракции ЛДПР Ашота Егиазаряна, подозреваемого в хищении $48 млн
Читать на полной версииНа заседании Госдумы в пятницу, 22 октября, депутаты более часа обсуждали представление председателя следственного комитета (СКП) РФ Александра Бастрыкина, который просит дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении члена фракции ЛДПР Ашота Егиазаряна, подозреваемого в крупном мошенничестве.
Голосование по этому вопросу пройдет после 17:00, но его итоги уже, по сути, предрешены. Три парламентские фракции — «Единая Россия», КПРФ и «Справедливая Россия» — заявили, что будут голосовать за дачу согласия. Против такого решения выступила только фракция ЛДПР.
С заявлением в правоохранительные органы с просьбой возбудить дело по статье 159 УК ( мошенничество) обратился бывший заместитель главы Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Михаил Ананьев, который утверждает, что Егиазарян похитил у него 18 млн долларов. Кроме того, претензии к парламентарию предъявляет бизнесмен Виталий Смагин, обвиняя его в хищении принадлежавших ему 20% акций ЗАО «Центурион альянс» стоимостью 30 млн долларов.
Согласие парламентариев требуется, поскольку по закону, депутаты, наряду с судьями, прокурорами и т. д. отнесены к категории лиц с особым правовым статусом. В отношении них установлен определенный порядок привлечения к уголовной ответственности.
Михаил Ананьев написал заявление в Генпрокуратуру в сентябре этого года. В нем бывший чиновник указал, что пострадал от действий Егиазаряна, который в 2003–2004 годах взял у него деньги для реализации различных бизнес-проектов, в том числе на строительство торгового комплекса «Европарк» и реконструкцию гостиницы «Москва». В обмен Егиазарян обещал долю в бизнесе. Однако когда он потребовал причитающееся, бывший друг его попросту «кинул».
Стоит отметить, что Ананьева с Егиазаряном связывают давние дружеские отношения: почти 30 лет назад оба учились в одной группе экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, вместе работали в «Уникомбанке». После банкротства кредитного учреждения Ананьев возглавил КБ «Русский дом», затем КБ «Республиканский», который обслуживал счета компаний, часто связываемых с именем Егиазаряна.
Как сообщил правоохранителям Ананьев, идею сотрудничества его давний товарищ выдвинул где-то в середине 2002 года. На одной из встреч Егиазарян рассказал, что занялся девелоперскими проектами, и предложил вложиться в строительство «Европарка» на Рублевке. Он даже познакомил Ананьева с одним из акционеров проекта Виталием Смагиным. «Я сказал, что на государственной службе я не могу заниматься бизнесом. Ашот Егиазарян ответил, что он тоже государственный человек, но это ему только помогает в бизнесе, — вспоминает заявитель. — Он предложил, чтобы я просто доверил деньги ему, он сам ими распорядится, а когда я уйду с госслужбы, он мне посчитает мою долю и выделит ее в виде процентов в уставных капиталах компаний, на которых будет аккумулировано имущество, приобретенное или построенное, в том числе на мои деньги».
Однако совместное «сотрудничество» покинувшего в 2005 году госслужбу экс-замглавы РФФИ с университетским другом закончилось плачевно. По словам заявителя, в 2007 году «партнер» предложил возглавить подконтрольное ему ООО «Даев плаза», сказав, чтобы он сам занялся оформлением своей доли в «Европарке». «Тогда-то я и узнал, что компания заложена Deutsche Bank под кредит в 100 млн долларов, выделенных на реконструкцию гостиницы «Москва», — отметил Ананьев.
В результате, по словам Ананьева, он смог оформить на свое имя лишь 4% в уставном капитале компании, которая владела «Европарком». Однако в 2010 году выяснилось, что его доля в этой фирме перестала представлять какую-либо ценность « так как неизвестные лица, предположительно, под руководством Ашота Егиазаряна» переоформили фирму на других лиц. «Поскольку у моего доверителя были дружеские, почти родственные отношения с Егиазаряном, никаких расписок он не брал, — рассказал BFM.ru представляющий интересы Ананьева адвокат Рубен Маркарьян. — Однако есть финансовые документы, подтверждающие платежи фирмам Егиазаряна, которыми он управлял через доверенных лиц».
Юрист представляет интересы и Виталия Смагина. Тот обратился в правоохранительные органы еще летом. Он утверждает, что Егиазарян причастен к хищению принадлежавших ему 20% акций ЗАО «Центурион альянс», которое владеет «Европарком». По утверждению бизнесмена, акции стоимостью 30 млн долларов были использованы депутатом в качестве залога в Deutsche Bank под кредит в размере 87,5 млн долларов, выделенный на реконструкцию гостиницы «Москва».
Отметим, в июне 2009 года Следственный комитет при МВД РФ возбудил дело по факту хищения данной суммы у правительства Москвы — одного из собственников объекта.
Депутат готов общаться через телемост
По словам Рубена Маркарьяна, в настоящее время местонахождение Ашота Егиазаряна ему неизвестно. «Я без понятия, где он. Со своими бывшими друзьями он не выходит на связь, — говорит юрист. — По некоторым данным, он находится не в России и, по всей видимости, возвращаться сюда не собирается».
Ашот Егиазарян в четверг, 21 октября, подтвердил данную информацию. Парламентарий распространил в СМИ заявление, в котором сообщил, что не сможет принять участие в заседании Госдумы, а за границу уехал, поскольку существует «реальная угроза» его жизни и членов его семьи. Егиазарян не стал раскрывать своего точного местонахождения, а также не назвал, от кого поступали такие угрозы. При этом народный избранник выразил готовность ответить на все вопросы депутатов посредством видеосвязи.
Отметим, что согласие Думы на возбуждение уголовного дела в отношении Ашота Егиазаряна вовсе не означает, что с него будет снят депутатский иммунитет. Для этого требуется согласие нижней палаты парламента по обращению уже генерального прокурора. Однако прокурор может в Думу и не обратиться, как это было в 2008 году с бывшим председателем Государственного таможенного комитета, первым заместителем председателя комитета Госдумы Валерием Драгановым. Последнего заподозрили в превышении полномочий при заключении договоров о переуступке долга и переводе счетов территориальных таможенных органов из Мост-Банка в Росбанк. Верховный суд подтвердил наличие в действия Драганова признаков преступления, фактически запустив механизм уголовного преследования. Однако генпрокурор не стал просить Думу о привлечении его к уголовной ответственности.
Интересно, что входящий в думский комитет по бюджету и налогам депутат Ашот Егиозарян практически неизвестен своим коллегам. Один из членов этого комитета, пожелавший остаться неназванным, заявил BFM.ru, что в первый раз слышит о нем, «никогда в жизни не видел». Он так и не смог поверить, что Егиазарян является его коллегой. По всей видимости, народный избранник действительно был больше занят бизнесом, как утверждают его экс-друзья, нежели депутатской работой.