Концерн Volkswagen вступил в финальную стадию переговоров с «Группой ГАЗ» о сборке автомобилей в Нижнем Новгороде. Речь идет о контракте на 150 тысяч машин Volkswagen и Skoda в год как легковых, так и легких коммерческих, сообщает Financial Times.

Если переговоры увенчаются успехом, концерн увеличит продажи и свою долю на российском рынке. Источник в компании заявил изданию, что VW задумывается о расширении бизнеса в России и рассматривает ее как «стратегический автомобильный рынок». Сборка автомобилей германского концерна может осуществляться на мощностях, на которых в настоящее время производится Volga Siber.

В начале сентября председатель совета директоров немецкой компании Мартин Винтеркорн заявил о возможном сотрудничестве с ГАЗом на встрече с премьером Владимиром Путиным. Он рассказал, что к 2017–2018 годам VW планирует продавать в России ежегодно 360 тысяч автомобилей, добавив, что «развитие российского рынка протекает так, что существующих мощностей не достаточно».

Аналитик «Инвесткафе» Максим Лобода считает, что переговоры Volkswagen с «Группой ГАЗ» с довольно большой степенью вероятности могут увенчаться успехом. «Это вполне реально. На растущем рынке идет восстановление автопрома в России. На горизонте маячат новые правила промышленной сборки машин. Здесь надо только заметить, что планы на 150 тысяч автомобилей — это довольно амбициозно. Это порядка десятой доли всего авторынка в России, включая легкие коммерческие машины. Так что, если бумаги будут подписаны, это будет большим плюсом для Volkswagen и для «Группы ГАЗ» в том числе», — рассказал эксперт BFM.ru

В целом же, аналитик считает, что у Volkswagen хорошие перспективы на российском рынке. Особенно он отметил тот факт, что в настоящее время очень быстро растут продажи коммерческих машин. В связи с этим Лобода выделил такую модель как Volkswagen Transporter. «Это довольно востребованные машины. Да, они будут раскупаться. Может быть, не так быстро, как хотелось бы, но спрос будет. Потому что прогнозы по авторынку достаточно оптимистичные», — уверен эксперт.

Такой объем производства — это серьезная заявка, считает Юрий Матевосов, аналитик по машиностроению ИК «Атон». «Интерес немецкого автоконцерна заключается в том, чтобы именно сейчас получить доступ к производственной линии ГАЗа. Это создаст резерв, WV за это время сможет построить что-то свое. И выйти на рынок еще с дополнительными мощностями. Для них это некая возможность, которую они могут использовать сегодня для того, чтобы достаточно быстро расширить производство», — заявил Матевосов.

При этом эксперт считает, что WV также заинтересован и в дилерской сети ГАЗа. «Дистрибуцией легких коммерческих автомобилей у нас кроме ГАЗа не обладает ни одна другая компания. Любому иностранцу была бы интересна готовая сеть дистрибьюторов. Создавать ее с нуля — это очень дорогое удовольствие», — рассуждает аналитик.

Напомним, что с 2007 года германский концерн собирает машины на заводе в Калуге. Этих мощностей не хватает, уверяет Матевосов. «Поэтому WV хочет оперативно использовать ресурсы других производителей. Они построили завод в Калуге, сейчас он работает на полную мощность. Чтобы его дальше достроить, нужно время и деньги. Представители концерна заявляют, что WV хочет сохранить динамику продаж на рынке. Для этого им нужны мощности именно сейчас. Они могут взять их только у уже существующих производителей. ГАЗ — это вариант», — подытоживает эксперт.

Сборка CKD — это технология импорта автомобилей, которая в основном ориентирована на обход высоких импортных пошлин или акцизных сборов. Технология состоит в том, что машинокомплект, состоящий из отдельных деталей, ввозят в страну дальнейшего сбыта и собирают на местном производстве. Выгода состоит в уплате таможенных пошлин за комплектующие, ставки по которым обычно ниже, чем на готовый автомобиль.
 

Сборка автомобилей будет осуществляться по принципу CKD — в Россию будут привозить «полноразборные» машинокомплекты. В WV отмечают, что окончательное решение об открытии производства будет зависеть от того, как российские власти изменят нормативы сборки CKD.

Об ужесточении требований к промышленной сборке иномарок российские автоконцерны попросили государство в середине апреля. В конце августа директор департамента автопромышленности Минпромторга Алексей Рахманов раскрыл предполагаемые подробности нового режима сборки. Согласно плану министерства, 60% добавленной стоимости автомобиля должно производиться в России. Нынешний режим промсборки подразумевает 30-процентную локализацию, то есть выпуск в России трети компонентов. В конце сентября Минпромторг и Минэкономразвития обещали договориться о новых правилах в течение месяца.

«Группа ГАЗ», контролируется структурами Олега Дерипаски, является одним из крупнейших производителей автомобильной техники в России. В компанию входит 18 предприятий в 10 регионах страны.

В настоящее время ГАЗ производит автомобиль Siber, спрос на который вырос в ходе реализации программы утилизации старых машин. Однако когда программа завершится, эта модель, вероятно, будет снята с производства. Планируется, что всего в 2010 году будет выпущено 5 тысяч автомобилей Siber.