В Третьяковской галерее открылась юбилейная выставка мастера лирического «пейзажа настроения» Исаака Ильича Левитана.

Родившийся 150 лет назад художник Исаак Левитан прожил до обидного мало: всего сорок лет. Но осталось около тысячи пейзажей, проникновенных и точных. Удивительно, что именно ему, бедному мальчику из еврейского местечка Кейданы Ковенской губернии, удалось наполнить чувствами незатейливый среднерусский пейзаж.

Его дед был раввином. Отец в свое время учился в раввинском училище, но позже отказался от пути религиозного служения. Став учителем иностранных языков, он давал уроки в частных домах, а одно время работал переводчиком, кассиром и контролером на приграничных железнодорожных станциях. Он же стал первым учителем мальчика. В конце 1860-х годов Илья Левитан перевез семью в Москву.
В 1873 году двенадцатилетний Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и вскоре стал получать награды за «первые номера по художественным занятиям». Но испытания уже подстерегали талантливого юношу: умерла мама, вскоре от тифа скончался отец.

В семнадцать лет молодой студент остался нищим один на улице. Началась долгая пора скитаний, унижений, самой беспросветной нужды.

Вскоре юношу исключают из училища за неуплату очередного взноса за занятия. К счастью, нашлись люди, которые заплатили за него. А позже Совет преподавателей училища постановляет освободить от платы за учение воспитанника Левитана, как «оказавшего большие успехи в искусстве», и назначить ему небольшую стипендию. На четвертом году обучения его рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора Москвы князя Долгорукова.
Он учился в классе художника-передвижника Василия Перова, позже его наставником стал Алексей Саврасов.

В марте 1877 года из Петербурга в Москву приезжает пятая передвижная выставка и, как обычно, располагается в здании училища. Перов добивается одновременного устроения выставки для учащихся. Газета «Русские ведомости» писала в те дни: «Пейзажист г. Левитан выставил две вещи: одну – «Осень» и другую – «Заросший дворик». Все это написано просто мастерски, во всем проглядывает чувство художника, его бесспорно жизненное впечатление от природы; судя по этим двум картинам, нет сомнения, что задатки г. Левитана весьма недюжинного характера».

Критики не ошиблись. Левитан научил всех видеть красоту русской природы. Н. Бенуа вспоминал, что «лишь с появлением картин Левитана» он поверил в красоту русской природы, а не в «красоты»: «Оказалось, что прекрасен холодный свод ее неба, прекрасны ее сумерки ... алое зарево закатного солнца, и бурые, весенние реки ... прекрасны все отношения ее особенных красок... Прекрасны и все линии, даже самые спокойные и простые».

Сам же Левитан писал: «Напишите по-иному, чем все пишут, и ваше место в жизни искусства обеспечено. Многие в поисках новых тем едут далеко и ничего не находят. Ищите около себя, но внимательно, и вы обязательно найдете и новое и интересное».

Новое и интересное ждет всех, кто посетит первую за последние полвека монографическую выставку Левитана в Третьяковке. Это особенно важно, поскольку выросли поколения зрителей, которые не имели возможности ознакомиться с разносторонним творчеством художника и довольствовались лишь хрестоматийно-известными полотнами.

Проект представляет около 300 картин, этюдов, пастелей, акварелей и рисунков Левитана. Устроители выставки представили работы, хранящиеся в 17 музеях России, частных коллекций и зарубежных собраний: Национального художественного музея республики Беларусь и Иерусалимского музея.

Произведения в экспозиции сгруппированы по разделам, соответствующим основным этапам жизни и творчества художника: «Начало пути. Становление. 1870-1880 годы», «На Волге. 1887-1890», «Поиски больших образов. 1892-1894», «Красота и радость природы. 1890-е», «Европейские впечатления. 1890-е», «Последние годы. 1897-1900».

Выставка открыта с 15 октября 2010 по 20 марта 2011 года.