Ходорковскому и Лебедеву убавили 20 млн тонн нефти
UPDATE 15:08 мск Генпрокуратура снизила объем похищенной нефти, который инкриминируется бывшим акционерам ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву
Читать на полной версииUPDATE 15:08 мск
Генпрокуратура снизила объем похищенной нефти, который инкриминируется бывшим акционерам ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Об этом гособвинитель Гульчехра Ибрагимова заявила в Хамовническом суде, передает корреспондент BFM.ru. По ее мнению, следствие неправильно рассчитало объем и стоимость похищенной нефти за 1998-2000 год.
«Сторона обвинения считает необходимым уменьшить стоимость и объем похищенной нефти за этот период с 147, 1 миллиона тонн нефти до 126,6 миллиона тонн нефти, а стоимость похищенного — с 492,4 миллиарда рублей до 424,1 миллиарда рублей», — сказала прокурор в ходе прений сторон.
Комментируя действия обвинения адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт заявил BFM.ru, что прокуратура вынуждена была подкорректировать обвинение в связи с тем, что «следствие в свое время не потрудилось свести концы с концами и оказалось, что похищено нефти было больше, чем добыто».
«Мы и свидетели обращали на это внимание», — отметил защитник. По мнению адвоката, уменьшение вмененного подсудимым объема похищенной нефти мало что значит «миллиард туда — миллиард сюда, это не имеет никакого значения. Дело построено на кривом фундаменте», — полагает защитник.
В то же время прокуратура считает доказанным основное обвинение в хищении нефти.
«Исследованиями и доказательствами установлено, что Ходорковский и Лебедев совершили хищение и легализацию, то есть отмывание, в крупном размере», — сказала Ибрагимова.
По ее словам, подсудимые похитили нефть, которая была добыта дочерними предприятиями ЮКОСа: «Юганснефтегазом», «Самаранефтегазом» и «Томскнефтью ВНК» в 1998-2003 годах. Прокурор отметила, что данные преступления были совершены под видом покупки добытой нефти: «Ходорковский и Лебедев добились права на стратегическое и оперативное управление дочерними компаниями за счет действий подчиненных сотрудников», — добавила прокурор.
Она сообщила, что подсудимые организовали подставные фирмы, чей персонал в полном составе был привлечен к совершению преступления, которое осуществлялось под видом финансово-хозяйственной деятельности.
Гособвинитель утверждает, что генеральные соглашения на поставку нефти, заключенные ЮКОСом с дочерними предприятиями, «явно противоречили интересам» последних. Ибрагимова указала, что указанная в генеральных соглашениях низкая цена покупки нефти была обусловлена заключением независимого оценщика. Акционерам обещали, что в дальнейшем цена будет регулироваться в зависимости от ситуации на рынке, однако этого не произошло.
Михаил Ходорковский и Платон Лебедев также обвиняются в хищении в 1998 году средств дочерних предприятий «Восточной нефтяной компании» на сумму 3,6 млрд рублей.
Сам обвиняемый настаивал, что обменял ценные бумаги дочерних компаний ВНК на акции ЮКОСа, так как существовала опасность захвата акций австрийской фирмой Birkenholz.
«Доводы Ходорковского, прозвучавшие в судебном заседании, опровергают исследованными доказательствами», — заявил в пятницу в суде гособвинитель Вячеслав Смирнов. По его мнению, версия подсудимого о том, что существовала опасность захвата акций «дочек» ВНК австрийской фирмой «Биркенхольц», и поэтому ценные бумаги были обменены на акции ЮКОСа, не выдерживает критики.
Адвокат Вадим Клювгант настаивает, что по первому эпизоду дела уже истек срок давности — еще два года назад. Впрочем, по данным BFM.ru, прокуроры могут попросить освободить подсудимых от наказания по данному эпизоду в финале прений.