Чавес прокатился на красной «Ладе»
О первых результатах визита Чавеса в Москву лучше всего судить автомобилистам, поплатившимся стоянием в пробках, когда Чавес на красной «Ладе-Приора» отправился открывать закладной камень памятника Симону Боливару
Читать на полной версииПрезидент Венесуэлы Уго Чавес, прилетевший в Москву накануне, что немедленно ощутили на себе застрявшие в пробках столичные автомобилисты, в тот же день произнес речь перед российскими и венесуэльскими студентами в Библиотеке иностранной литературы. «Мы так далеко от Бога и так близко от проклятой Империи», - определил Чавес геополитическое положение своей страны, сорвав аплодисменты слушателей, которые за молодостью лет, вероятно, не предполагали, что авторство этого столетней давности афоризма принадлежит одному из самых одиозных диктаторов Латинской Америки, мексиканцу Порфирио Диасу. Свержение Диаса в 1910 году считается первой социальной революцией ХХ века.
Судя по частоте приездов г-на Чавеса в Москву (а это его уже девятый официальный визит), президент Венесуэлы — самый близкий союзник России. Ни один другой глава государства не бывает в нашей столице так часто. Что он здесь делает?
Сам Чавес по прилете в Москву сообщил, что намерен заключить новые соглашения с российский стороной в области нефти и газа, финансов, военно-технического сотрудничества, а также обзавестись АЭС с помощью российских технологий. «Мы намерены развивать ядерную энергетику, и ничто нас не остановит», — пообещал южноамериканский руководитель, выступая перед студентами.
Был еще один совместный проект у Москвы и Каракаса: при мэре Юрии Лужкове столичные специалисты обещали обучить венесуэльцев составлению генерального плана. В мае с.г. Лужков летал в Венесуэлу во главе делегации, а Владимир Ресин, в то время первый заместитель мэра, сильно удивлялся тому, что в Каракасе вообще никакого генплана нет. Однако с отрешением Лужкова от должности жителям Каракаса, видимо, придется еще какое-то время обходиться без этого столь нужного им документа.
Деловая часть визита Чавеса началась с ужина в загородной резиденции президента Дмитрия Медведева в Горках и продолжится в пятницу официальными переговорами в расширенном составе. Сегодня же Чавес встречается с премьер-министром Владимиром Путиным.
У Медведева и Чавеса есть одна общая страсть — оба ведут микроблоги в Twitter. В остальном (несмотря на то, что перед телекамерами они демонстративно обращаются друг у другу на «ты») трудно подобрать двух столь непохожих политиков, включая их стиль и манеру одеваться. Венесуэльский гость прибыл в Москву в ярко-красном шарфе поверх черного пальто, а на следующий день ездил по городу на красной «Ладе».
В то время как Медведев любит говорить о верховенстве законных процедур, модернизации и сближении с ведущими государствами Запада, включая США, Чавес непрерывно национализирует частные венесуэльские и иностранные компании, провозгласил социалистическую революцию, именует Америку «проклятой империей», а дружит с Ахмадинежадом и Лукашенко, с которыми Медведев напрочь испортил отношения. В одном из последних постов в Twitter перед приездом в Москву Чавес провозгласил необходимость скорейшего образования смычки между городом и деревней в Венесуэле. Помнится, в известную эпоху этот лозунг также выдвигался в нашей стране.
Венесуэльская экономика, по оценке агентства Reuters, показывает «наихудшие результаты в Латинской Америке». Инфляция зашкаливает за 30%. Венесуэла уже второй год подряд находится в стадии рецессии, тогда как экономики всех прочих стран региона уже оправились от мирового кризиса и показывают рост. За 12 лет правления Чавеса практически все национализированные им компании демонстрируют экономические результаты, существенно худшие, чем до экспроприации.
Полки национализированных правительством магазинов периодически пустуют, а немногочисленные оставшиеся еще неподконтрольными Чавесу венесуэльские СМИ сообщают о тоннах мяса и молока, гниющих в контейнерах государственной компании-импортера из-за бесхозяйственности и коррупции правительственных чиновников. Сам Чавес обвиняет оппозиционные СМИ в стремлении дискредитировать его «боливарианскую социалистическую революцию».
В том же на этой неделе он обвинил правительство Испании, когда стало известно о существовании на территории Венесуэлы лагеря, где проходят военную подготовку террористы из баскской организации ЭТА. Причем, как сообщала газета El Pais, координирует эту работу чиновник венесуэльского правительства, высланный в свое время из Испании за террористическую деятельность.
Экономически очередной визит Чавеса в Москву должен ознаменоваться очередными договоренностями о поставках в кредит российской военной техники, в частности, танков; к настоящему времени Венесуэла закупила или пообещала закупить отечественного вооружения на 5 миллиардов долларов. Не исключается, что «Роснефть» приобретет 50% доли венесуэльской государственной нефтяной компании PdSVA в немецкой Ruhr Oel GmbH (называется сумма в 2 млрд долл). Предполагают, что вновь зайдет разговор о создании российско-венесуэльского банка. О чем, впрочем, стороны говорят каждый раз, когда встречаются.
Самым занятным развитием двустороннего сотрудничества могла бы стать продажа Чавесу зенитных ракетных комплексов С-300, которые едва не купил его друг Махмуд Ахмадинежад, если бы в последний момент своим указом Дмитрий Медведев не остановил сделку. В пятницу агентство РИА «Новости» привело слова директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игоря Коротченко: «С учетом принятого президентом Венесуэлы Уго Чавесом решения о создании комплексной эшелонированной системы противовоздушной обороны, Каракас проявляет повышенный интерес к российским комплексам ПВО малой, средней и большой дальности. С учетом данного фактора не исключено, что произведенные для Ирана зенитные ракетные системы С-300МПУ-1 могут быть предложены Венесуэле", — сказал эксперт.
Ранее также существовал план собирать в Венесуэле «лады», но пока эта смелая инициатива не реализована. Однако г-н Чавес нашел-таки возможность сегодня поддержать российский автопром. На красной «Ладе-Приора», в сопровождении десятков менее скромных машин кортежа, президент Венесуэлы отправился открывать закладной камень памятника Симону Боливару. В результате движение на юго-западе столицы было парализовано.