Пенсионер заявил, что попытка купить акции обернулась упущенной выгодой. Брокер прокомментировал ситуацию
Лента новостей
В редакцию Business FM обратился житель Краснодарского края. Он сообщил, что брокер не исполнил его заявку на покупку ценных бумаг. В компании говорят, что ситуация складывалась иначе
Обновлено 13 мая в 20:50
Сельский житель Сергей — пенсионер. Торговля на рынке для него в некотором смысле хобби, которое при этом позволяет получить пусть и нерегулярную, но все-таки прибавку к пенсии. Некоторое время назад он оставил в терминале заявку на покупку акций «Газпрома» по цене ниже определенного уровня. Но она не сработала. Сергей говорит, что неоднократно обращался к своему брокеру, компании «Финам», но не получил ни внятных объяснений, почему это произошло, ни денежной компенсации. Продолжает сам Сергей:
«24 апреля в десять утра «Газпром» резко падает — до 170 рублей 68 копеек. И тут же возвращается на уровень 183 рубля 86 копеек. Представьте, разница в 12 или 13 рублей на 200 лотов. Я такой счастливый, думаю: «Получил прибыль». Открываю терминал — я торгую на терминале Quik — моя заявка не сработала. Соответственно, ничего не было приобретено. Со мной даже из «Финама» никто не пытается найти компромисс, в том числе финансовый. Я считаю, что я прав, выгода упущена. Ну, может быть, технический сбой. Но почему его пытаются возложить на меня?»
Со слов Сергея, в «Финаме» ему сначала заявляли, что заявку он снял сам, потом стали утверждать, что проблема — в старой версии терминала Quik, которым он пользуется. Но никаких доказательств представлено не было. Сергей обновил софт на своем компьютере, но ничего не изменилось. Злополучная заявка то появляется, то исчезает.
По словам представителей «Финама», ситуация складывалась абсолютно иначе. Пенсионер выставил в торговом терминале Quik заявку, потом сам снял ее, после чего выставил повторно, но цена уже не была на том уровне, на котором он хотел купить. Заявка автоматически была снята в конце торгового дня. Также была успешная покупка в Quik, что было отражено в логах. Клиент написал претензию, которую в компании взяли в работу. Анализ показал, что проблема была не на стороне брокера, а в торговом терминале Quik, установленном на ПК. Специалисты порекомендовали ему обновить приложение, после чего клиент перестал общаться с поддержкой. Через некоторое время ему написали письмо, что готовы помочь со всеми вопросами, но ответа не последовало, после чего он направил заявление в ЦБ. Об этом компания сообщила в комментарии, поступившем в редакцию позднее.
Если по-другому решить вопрос с брокером не получается, инвестор может обратиться в суд, отмечает адвокат, управляющий партнер юридической компании «Кочерин и партнеры» Владислав Кочерин:
Владислав Кочерин адвокат, управляющий партнер юридической компании «Кочерин и партнеры» «Прямой ответственности тут нет, нет такой статьи, что не исполнил поручение — сразу автоматически какая-то санкция. Но это явное нарушение обязательств. Если будет доказано, что это по договору брокерского обслуживания нереагирование на заявку, несвоевременное реагирование, возникает вопрос. Если из-за этого были убытки, они могут быть измерены в какой-то денежной сумме. Допустим, та разница, за которую могли быть проданы акции и за какую они в итоге были проданы, может составить величину убытков, которые могут быть заявлены к возмещению в связи с нарушением обязательств брокера. Ответственность тут, по сути, гражданско-правовая».
По словам трейдеров, подобные сбои нередки и случаются они именно в терминалах Quik. Получить оперативный комментарий разработчиков этой системы редакции Business FM не удалось.
Можно ли считать, что ответственность за подобные сбои лежит только на брокере? Управляющий инвестфондом и автор телеграм-канала Profit Андрей Плотников в этом не уверен:
Андрей Плотников управляющий инвестфондом и автор телеграм-канала Profit «Это на самом деле случается часто, это связано с программой Quik, потому что многие российские брокеры сидят именно на этой технической платформе. Это техническим термином у трейдеров часто называется проскальзыванием, когда цена не задевает ни тейк-профит, ни стоп-ордер. Это довольно частая проблема, она существует в России сколько я себя помню. Я тоже работал раньше с Quik. Можно ли это считать ошибкой брокера? Технически и юридически очень сложный вопрос. Скорее всего, это просто стечение обстоятельств и взаимный технический баг. И здесь не виноват никто: ни компания, ни клиент».
Ранее Сергей направил жалобу регулятору, то есть ЦБ.