В деле Бориса Шпигеля появился вертолет
Лента новостей
Согласно озвученной в суде оперативной справке МВД, обвиняемый изучал возможности бежать на нем на Украину, в Израиль или Великобританию. Защита сочла этот довод голословным. Также, как стало известно Business FM, ранее адвокаты пожаловались в квалификационную коллегию на исполняющего обязанности председателя Басманного суда
Басманный суд Москвы оставил в СИЗО еще на три месяца, до 20 февраля 2022 года, главу группы фармацевтических компаний «Биотэк» Бориса Шпигеля, обвиняемого в даче взяток губернатору Пензенской области Ивану Белозерцеву. Свою позицию о необходимости дальнейшего нахождения бизнесмена под стражей глава следственной группы, в частности, обосновал оперативной справкой МВД. В ней утверждалось, что бизнесмен в случае его перевода под домашний арест планирует бежать из России на вертолете.
Рассмотрению ходатайства Следственного комитета предшествовало обращение защиты Бориса Шпигеля почти месяц назад, 19 октября, в Басманный суд с ходатайством об освобождении его под залог в 2 млн рублей в связи с резким ухудшением состояния здоровья.
Однако исполняющая обязанности председателя Басманного суда Ирина Вырышева, которая готовится к переводу в Мосгорсуд, не стала его рассматривать. Она вернула его защите, указав, что данный вопрос якобы находится в компетенции следователя.
Это решение, как стало известно Business FM, послужило поводом для направления защитой 15 ноября жалобы в Квалификационную коллегию судей Москвы. В документе, копия которого имеется в распоряжении радиостанции, адвокат Виктория Бурковская подчеркивает, что именно суд, а не следователь с соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса принимает решение об избрании меры пресечения в виде залога.
«Нас поразил ответ Вырышевой. Отказывая защите в рассмотрении ходатайства, судья поставила под сомнение свои профессиональные навыки, и, безусловно, мы считаем, умалила авторитет судейского», — заявила Business FM защитница.
По ее словам, судья не вынесла определение или постановление по данному вопросу, фактически лишив обвиняемого права обжаловать отказ в Мосгорсуде, и нарушила его право на защиту.
При этом, указала Бурковская, отказывая в рассмотрении ходатайства о залоге, судья фактически дала юридическую оценку медицинскому заключению освидетельствования Шпигеля от 15 октября без проведения судебного заседания. «При этом данное медицинское заключение стороной защиты не прилагалось к ходатайству, не исследовалось в судебном заседании, а источник его получения судьей неизвестен», — пишет адвокат. Стоит отметить, что, несмотря на заявление защиты о стремительном ухудшении здоровья Бориса Шпигеля, повторное медосвидетельствование, проведенное в середине октября в 20-й НКБ, не нашло у главы «Биотэка» заболеваний, препятствующих его содержанию под стражей.
В жалобе в ККС Бурковская просит провести проверку указанных обстоятельств и привлечь судью Вырышеву к дисциплинарной ответственности. Таковых по закону три: замечание, предупреждение, понижение в квалификационном классе либо досрочное прекращение полномочий. Два последних взыскания маловероятны.
Что же касается заседания Басманного суда 17 ноября, то его провела судья Евгения Пирогова. Из-за занятости в других процессах она смогла начать назначенное на два часа дня слушание по ходатайству СКР о продлении срока ареста Бориса Шпигеля только около шести часов вечера.
При этом руководитель следственной группы Следственного комитета России Андрей Вениаминов, как обычно, апеллировал к стандартным доводам о том, что в случае освобождения фигурант может скрыться или помешать расследованию, оказав давление на свидетелей или уничтожив доказательства, сбор которых в настоящее время не завершен. По его словам, Шпигель обвиняется в совершении тяжкого преступления, а следствию необходимо провести еще целый ряд следственных действий. Свои доводы он в этот раз подкрепил справкой оперуполномоченного управления «К» Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России В. И. Груздева, датированной 4 октября.
В ней говорилось, что осуществляющие оперативное сопровождение дела сотрудники установили: Борис Шпигель через адвокатов намерен добиться изменения ему меры пресечения на домашний арест, ссылаясь на свои заболевания. «В случае изменения ему меры пресечения на домашний арест Шпигель планирует пересечь границу РФ и скрыться в одной из стран, которая не выдает преступников: Украине, Израиле или Великобритании. Для этого Шпигель интересуется расстоянием автодороги до ближайшей к Москве государственной границы и продолжительностью полета вертолета к ней», — гласила справка.
Кроме того, в документе утверждалось, что Шпигель давал взятки бывшему губернатору Пензенской области Белозерцеву «для лояльного к себе отношения» со стороны властей региона, «лоббирования его интересов, поддержания дружеских отношений с бывшим губернатором, а также для исключения захвата его предприятий сыновьями Белозерцева, которые учреждали конкурентные медицинские организации». Стоит отметить, что громкое заявление о некоем «наезде» со стороны сыновей губернатора Пензенской области, которую Шпигель курировал ранее, будучи сенатором в Совете Федерации, арестованный сделал еще в начале апреля 2021 года. Однако тогда было неясно, о чем идет речь.
В свою очередь пятеро адвокатов Шпигеля назвали аргументы следствия бездоказательными, а оперативную справку — ничем не подтвержденной, отметив, в частности, что воздушное сообщение с Украиной в России сейчас прекращено. Защитники просили отклонить ходатайство следствия и избрать Шпигелю иную меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей, в том числе домашний арест или залог. На этот раз они не стали озвучивать сумму, оставив данный вопрос на усмотрение суда.
При этом основным аргументом защиты вновь стало ухудшение здоровья обвиняемого, которого врачи не рекомендовали транспортировать в суд. В этой связи Борис Шпигель участвовал в заседании по видео-конференц-связи.
Вот что рассказала Business FM адвокат Шпигеля Виктория Бурковская:
Виктория Бурковская адвокат Бориса Шпигеля «За время пребывания в изоляторе у Бориса Исааковича Шпигеля критически ухудшается состояние здоровья. На сегодняшний момент у нас есть две новых эхографии, из которых следует, что у него ухудшается состояние митрального клапана сердца. Очевидно, что та медицинская помощь, которая оказывается ему в СИЗО, не является эффективной и достаточной. Там отсутствуют необходимые специалисты и необходимое оборудование. Более того, мы полагаем, что состояние, в котором он находится в настоящий момент, речь, по сути, о жизни и смерти, и никаких доказательств того, что он может реально скрыться, конечно же, не представлено. Его сердце функционирует только на 50%. Мы полагаем, что [при продлении меры пресечения] суду следует ориентироваться на то, есть или нет у него заболевания, препятствующие содержанию под стражей, но и в том числе суд обязан рассмотреть вопрос об адекватности и эффективности медицинской помощи, которая оказывается Шпигелю».
Адвокат и ее коллеги обратили внимание на то, что их подзащитный, который был заключен в «Матросскую Тишину» 23 марта 2021 года, практически постоянно находится в больнице изолятора, поскольку является тяжелым кардиологическим больным, имеющим, помимо этого, большое количество «сочетанных неврологических нарушений».
Защитники ходатайствовали о допросе в суде двух специалистов — терапевта и кардиолога, но просьбу отклонили. Сам Шпигель на заседании выступил, как всегда, с эмоциональной речью, сказав, что в СИЗО он просто «умирает».
В совещательной комнате судья Евгения Пирогова пробыла полчаса, а выйдя оттуда, согласилась с доводами следствия и продлила срок ареста фигуранту до 20 февраля. Защитники намерены оспорить принятое решение в Мосгорсуде, а также подать жалобу в Европейский суд по правам человека в связи с неправомерным, как они считают, арестом и его продлением.
Они рассказали, что за все время нахождения Бориса Шпигеля в СИЗО следователь ни разу не удовлетворил просьбу дочери Бориса Шпигеля о предоставлении свиданий с отцом, а также телефонных звонков. Защита обжаловала это решение у заместителя начальника управления ГСУ СК РФ Павла Горячева, но тот счел отказы обоснованными. «Таким образом, с момента своего ареста в марте этого года наш подзащитный ни разу не смог увидеться с родственниками, что защита расценивает как моральное давление», — заявила Виктория Бурковская.
Стоит отметить, что жена главы «Биотэка» Евгения Шпигель также находится под стражей по тому же делу. Ранее, 11 ноября, суд также продлил ей срок ареста до 20 февраля 2022 года. Накануне в СИЗО был оставлен и экс-губернатор Пензенской области Иван Белозерцев. Всего же под стражей в рамках дела находятся шесть человек. В зависимости от роли фигурантам предъявлены обвинения в даче взятки, получении взятки и посредничестве во взяточничестве (ч. 5 ст. 291, ч. 6 ст. 290, ст. 291.1 УК РФ).
По версии следствия, в 2020 году губернатор получил от главы группы фармацевтических компаний «Биотэк» Бориса Шпигеля через посредников более 31 млн рублей в качестве взяток за помощь его фирмам в заключении выгодных для них контрактов. Часть суммы — 20 млн рублей — была получена Белозерцевым деньгами, еще более 11 млн рублей составила стоимость подаренных ему дорогих часов Breguet и автомобиля Mercedes. Свою вину фигуранты отрицают. Срок следствия по делу продлен до 20 марта.