По сугробам на велосипеде: как приходится работать курьерам в условиях русской зимы
Лента новостей
В связи с холодами заказов у доставщиков еды прибавилось. А условия труда стали куда суровее: велосипеды теперь вязнут в сугробах. На что готов пойти российский курьер, чтобы заработать до 80 тысяч рублей в месяц?
Доставщика еды ни снег, ни мороз не пугают. Подтверждение — картины заснеженных улиц больших городов, где люди в курьерской униформе рассекают на обычных и электровелосипедах, ногами помогая себе притормаживать и держать равновесие. Их в профессиональной среде называют велокурами. Большинство — мигранты из Средней Азии, но и местных хватает.
В сильные холода количество заказов по доставке подскакивает на 10%. То есть для курьеров морозы — это как раз горячая пора. И если те, кто работает в свободном графике, могут отсидеться дома, то курьеры с постоянным расписанием выходят на линию.
Среди них — курьер службы доставки «Самокат» в Петербурге Алексей Карповский. Его график работы — с 10:00 до 23:00, пять через два, без перерывов и с временными нормативами по количеству выполненных заказов. Оплата почасовая. Свободные деньги он тратит на обслуживание своего велосипеда. Расстояние от логистического центра до клиента может составлять несколько километров. Главный враг курьера — не мороз, а ветер, говорит Алексей.
Алексей Карповский курьер службы доставки «Самокат» в Петербурге «Садишься на велосипед — и тебе ветер не дает забросить ногу на велосипед, то есть ты даже на седло не можешь сесть, тебя просто в сторону уносит. Мороз для меня тоже не помеха — можно одеваться теплее, свитера, подштанники надевать. Конечно, очень сильно морозит встречный ветер, но в основном нужна защита на руки. До минус 30 доходило, у меня расстояние максимально достигало 3 километра — и ничего, и туда, и обратно на велосипеде с удовольствием. Я вообще хочу всю жизнь работать курьером, мне это нравится».
Понятно, что далеко не все работники служб доставки рассуждают так же. Доплаты за работу в суровый мороз курьеры получают лишь в северных регионах, где экстремальные холода стоят всю зиму. Но куда важнее доплат — корректное отношение к труду доставщиков, отмечает руководитель Союза курьеров России Иван Вайсс.
Иван Вайсс руководитель Союза курьеров России «Курьеров, ожидающих заказ или просто находящихся на линии, часто выгоняют из McDonald's и с фудкортов ТЦ. Мы считаем, что это как минимум негуманно — людей выставляют на мороз. Что касается перемещения на велосипедах, то это специальные велосипеды у так называемых профессиональных курьеров».
Те, кто раньше передвигался на самокатах или обычных велосипедах, пересел на общественный транспорт. Службы автомобильной доставки оснастили свои автопарки предпусковыми установками, но в такие морозы двигатели прогревают еще и по ночам, рассказала заместитель генерального директора по коммерции «Сберлогистика» Мария Зайцева.
Мария Зайцева заместитель генерального директора по коммерции «Сберлогистика» «Все машины оснащены возможностью автозапуска, и механики, если есть такие критичные перепады температур, в ночное время их подзаводят, чтобы они к шести-семи часам утра, когда курьеры приходят на работу, были полностью работоспособны. У нас есть небольшая часть пеших курьеров, они действительно перемещаются пешком и на общественном транспорте. Курьеры имеют теплые куртки, теплые штаны, шапки, чтобы они и несли свою миссию как бренда, и обеспечивали работоспособность».
Синоптики обещают ослабление морозов в течение этой недели. А в воскресенье отметки термометров перейдут уже в плюсовую зону — и это плюс для курьеров.