16+
Суббота, 23 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
15 января 2021, 15:57 Общество

Умер Борис Грачевский. Каким он запомнился и что будет с «Ералашем»?

Лента новостей

Создатель юмористического киножурнала ушел из жизни в 71 год. В конце декабря режиссера госпитализировали с коронавирусом

Борис Грачевский.
Борис Грачевский. Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»

Обновлено в 16:39

В четверг 15 января умер создатель и худрук юмористического киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский. Ему был 71 год. В конце декабря режиссера госпитализировали с коронавирусом, под Новый год перевели в реанимацию, 9 января его подключили к аппарату ИВЛ и ввели в медикаментозную кому.

Грачевский рос в семье демобилизованного военного, работавшего конферансье. Образование получил по специальности токаря. Работал, в частности, техником-конструктором и грузчиком. Затем поступил на заочное отделение во ВГИК.

В 1974 году Грачевский и драматург Александр Хмелик основали «Ералаш». До 1984 года Грачевский был его директором, а затем — художественным руководителем. Грачевский — заслуженный деятель искусств РФ, награжден орденами Почета и Дружбы. Лауреат премии правительства РФ в области культуры 2010 года.

В «Ералаше» начинали свою карьеру Сергей Лазарев, Александр Головин, Юлия Волкова, Глюкоза и многие другие. «Дети одного отца» — так отзываются о нем многие уже бывшие актеры «Ералаша». Съемки всегда приносили бурю позитивных эмоций, говорит актер, режиссер, вокалист группы The Sharon Stones Велимир Русаков.

Велимир Русаков актер, режиссер, вокалист группы The Sharon Stones «Было очень весело, здорово на съемках всегда, это воспринималось как праздник. Я тогда снимался в каких-то сериалах. На тот момент киноиндустрия была не в лучшем виде, не в таком, как сейчас, и какие-то фильмы и сериалы, которые тогда у меня были, приносили просто опыт, иногда немного денег. А «Ералаши» всегда приносили еще бурю позитивных эмоций, и всегда чувствовалась возможность прикосновения к чему-то великому и вечному. Вот такие ощущения светлые остались по сей день, конечно. Когда где-то натыкаешься на «Ералаш», как правило, не переключаешь».

На «Ералаше» выросло несколько поколений советских и российских школьников. При этом новые выпуски для многих это «уже не смешно». «Какая разница, что говорят взрослые. Это делают для детей, а детям нравится», — говорит детский писатель Валентин Постников. В свое время он писал рассказы для еще бумажного «Ералаша»:

Валентин Постников детский писатель «Так про все говорят. Например, про «Простоквашино». Новое — хуже старого. Мне тоже так кажется. Однако лучший камертон — это дети. Я у своих детей спрашиваю: «Вам нравится новый «Ералаш»?» Говорят: «Да, очень нравится». Взрослые так устроены. Им кажется, что все старое — лучше нового. Сейчас выходит новый «Ералаш». Только отсняли недавно. Садальский в главной роли. Он постоянно новые «Ералаши» снимал. Постоянно был в поиске новых маленьких актеров. Я как писатель знаю: новую книжку сложно писать. Потому что кажется, что все уже сделано. И столько «Ералашей» было, такое количество, что было сложно придумывать новый сюжет. Он и сам сочинял. Но, самое главное, он пытался сделать так, чтобы детям было интересно. Есть какие-то темы вечные: дружба, предательство. Кто-то двойку получил. И сейчас, и через десять, и через 15 лет это будет смешно».

Грачевский в «Ералаше» был «локомотивом», который «вытащил» киножурнал даже в 1990-е — самые сложные времена для кинематографа. В 1995 году на базе Киностудии имени Горького Грачевский основал студию «Ералаш-Лэнд». В Анапе стали проводить кинофестиваль «Остров детства «Ералаш», у проекта появился свой детский лагерь в Горном Алтае, студии в 18 регионах страны, рекламное и актерское агентства.

Что будет с юмористическим киножурналом дальше? Как рассказывает режиссер Владимир Панжев, проработавший в «Ералаше» 30 лет, когда-то в передаче был худсовет из нескольких человек, и если бы он остался, наверное, структуру можно было бы сохранить:

Владимир Панжев режиссер «Если говорить о видимой части, то, скорее всего, этот проект будет идти к закату по одной простой причине. Грачевский — замечательный человек, прекрасный менеджер — сохранил, развил, — но все вопросы решал он, это пример единоличного правления. Любой творческий организм — любой театр, любая киностудия — будет устойчив, если там есть костяк, опираясь на который, можно пережить кризис. Так вот, если там есть такой костяк, то кризис пережить можно. Если костяк отсутствует по разным причинам, то это мощнейший стресс, который, как правило, приводит к коллапсу».

В одном из интервью Борис Грачевский говорил, что у «Ералаша» потрясающее будущее. «И пока я есть, с «Ералашем» все будет в порядке. Если что — выкручусь», — отмечал создатель киножурнала.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию