Российский «самолет XXI века» впервые взлетел с отечественными двигателями ПД-14
В воздухе самолет МС-21 находился 85 минут, полет проходил на аэродроме Иркутского авиационного завода. Эксперты отмечают, что эти лайнер и двигатель — огромный шаг вперед для России
Первый с 2017 года полет российского «самолета XXI века» — МС-21 — состоялся на аэродроме Иркутского авиационного завода. Самолет впервые взлетел с отечественными двигателями ПД-14. Полет продлился 1 час 25 минут.
МС-21 — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет. Это аналог Boeing 737 и европейского Airbus А320 — самых распространенных и востребованных самолетов в мире. В «Ростехе» заявили, что это «лайнер нового поколения, который возвращает нашу страну в высшую лигу мировой авиации».
Первые лайнеры оснащались американскими двигателями Pratt & Whitney, однако модель МС-21-310 решили оснастить двигателями отечественного производства. ПД-14 — первая полностью российская силовая установка для пассажирских авиалайнеров, созданная после распада СССР. Двигатель в конце 2018 года получил необходимый для начала серийного производства сертификат Росавиации. МС-21 будет выпускаться с двумя видами двигателей — на выбор заказчика.
Это тот самолет, который вывезет Россию в будущее, считает аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Из всех производимых в мире самолетов данного класса это, пожалуй, самый современный, технологичный, поскольку другие производители все-таки идут по пути модернизации своих старых самолетов. А МС-21 создан совершенно с нуля, он впитал в себя уже изначально самые передовые технологии. Конечно, двигатель ПД-14 — это тоже для России огромный шаг вперед. Это двигатель нового поколения, на его основе будет создано целое семейство двигателей. Скорее всего, он будет основным двигателем в ближайшие десятилетия, на котором будут держаться все отечественные крылья. Примерно по параметрам он сопоставим с западными двигателями, как минимум с тем же двигателем фирмы Pratt & Whitney который также устанавливается на самолет МС-21. У двигателя Pratt & Whitney есть преимущество в том, что он уже обкатан, есть сеть сервисного обслуживания, и аналоги этого двигателя ставятся на другие самолеты. Но у ПД-14, конечно, пока нет ни сервисной сети, ни системы обеспечения запчастями и всего остального, но у него есть уже немалое преимущество в том, что он дешевле. И будем надеяться, что его ремонт и эксплуатация будут дешевле. По надежности, если он будет не хуже западных, значит, у этого двигателя будет хорошее будущее».
Практика с Superjet показала, что с нуля создать новый хороший самолет не получится, но выводы по МС-21 пока делать рано, говорит независимый эксперт по рынку авиаперевозок и государственно-частному партнерству, научный сотрудник ВШЭ Андрей Крамаренко.
Андрей Крамаренко независимый эксперт по рынку авиаперевозок и государственно-частному партнерству, научный сотрудник ВШЭ «У отрасли есть надежда, что самолет все-таки состоится как продукт, несмотря на все трудности, которые уже есть и которые, возможно, появятся в будущем. Но что-то конкретное говорить достаточно сложно, тем более никаких прорывных технологий там не появилось. А черное крыло и прочие композитные элементы опробованы уже не первое десятилетие. Есть одна небольшая проблема — мы понимаем, что в России в крайний раз среднемагистральный самолет начинали разрабатывать еще в 1983-1984 годах, когда решили скопировать Boeing 757-200 и получили Ту-204. С тех пор прошло довольно много времени, то есть компетенции по проекту разработки среднемагистральной техники безнадежно утеряны. Как показала практика с Superjet, с нуля сделать прекрасный самолет не получится. То есть когда условный Airbus разрабатывает новую модель, мы понимаем, что у Airbus за плечами десятилетия компетенции. Если по частям смотреть Airbus, то там, может быть, и за сотню лет выйдет, и то косяки случаются. Соответственно, с производителями, которые впервые выходят на этот рынок, определенности еще меньше. Поэтому МС-21 не хороший и не плохой. Когда он пойдет в серию, и начнет летать, и авиакомпании расскажут, как там дела с надежностью, с процентом готовности к вылету, после этого можно будет его предметно обсуждать как коммерческий продукт».
В начале прошлого года газета «Коммерсантъ» сообщила, что из-за введенных США санкций прекратились поставки материалов для композитного черного крыла МС-21. В «Ростехе» тогда назвали возникшую проблему надуманной. Однако уже через месяц глава госкорпорации Сергей Чемезов признал, что из-за новых сложностей сроки серийного производства лайнеров МС-21 будут сдвинуты на год.
Корпорация «Иркут» ранее сообщила, что уже подписала твердые контракты на поставку 175 таких самолетов, в том числе «Аэрофлоту».