16+
Вторник, 16 апреля 2024
  • BRENT $ 89.93 / ₽ 8460
  • RTS1155.46
27 ноября 2020, 19:43 Финансы

Антиотмывочный светофор: ЦБ предложил новые правила оценки риска обналичивания денег

Лента новостей

Банк России предложил относить клиентов к одной из трех групп в зависимости от уровня риска: красной, желтой или зеленой. Насколько своевременны такие регуляторные нововведения?

Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Обновлено в 20:10

Центробанк намерен подключиться к проверкам банковских клиентов на риски обналичивания или отмывания денег. Это следует из проекта поправок в антиотмывочное законодательство, который разработал регулятор, сообщает РБК.

Согласно документу, банки продолжат передавать сведения о сомнительных операциях индивидуальных предпринимателей и организаций в ЦБ и Росфинмониторинг. А Банк России будет относить клиентов к одной из трех групп в зависимости от уровня риска. Это группа с высоким риском вовлеченности в сомнительные операции, или красная зона. Затем следует группа со средним риском, или желтая зона. И наконец, группа с низким риском, или зеленая зона. Глава департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Илья Ясинский сравнивал это со светофором.

Попадание в красную зону приведет к полному отказу от банковского обслуживания. С другой стороны, за клиентами из зеленой зоны банки смогут следить не так пристально. Отказы по переводам между «зелеными» клиентами не допускаются.

Вице-президент РСПП, президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс сомневается в своевременности этой инициативы Банка России.

Игорь ЮргенсИгорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей «В связи с тем, что я не знаю всей методики, я могу сказать только, что в настоящий момент мне представляется большое количество новаций, которое исходит от регулятора, мне начинает казаться, что это избыточно. Я могу вам только повторить то, что говорил на целом ряде форумов. Когда мы вошли в первую стадию коронавируса, Эльвира Сахипзадовна Набиуллина сделала самый большой подарок и себе, и рынку. Она сказала, что мы перерегулируемся, то есть мы прекращаем такие частые проверки и всякого рода новации, мы помогаем налогово и фискально ряду компаний и ряду агентов финансового рынка и мы внимательно будем смотреть за финансовой устойчивостью и помогать даже и в этом смысле. И вот это перерегулирование, как самый такой мощный инструмент, когда прекратили за нами следить множество всяких регуляторов, помогло из первой коронавирусной волны выйти целому ряду финансовых игроков без больших потерь. В настоящий момент, когда схлынула первая волна, но еще не началась вторая, оживились все регуляторы, оживились все проверяющие, и эта твердая, но иногда избыточная длань, она начинает ощущаться. Я не готов, еще раз, говорить о том, что не надо бороться с отмыванием, но у нас есть Финмониторинг и другие очень серьезные органы, которые постоянно за этим следят. Если сейчас еще и ЦБ подключается со «светофорами», я не знаю, насколько это своевременно сейчас, в тот момент, когда очень многие переживают довольно трудные времена».

Согласно инициативе, если ЦБ понизит статус юрлица, банк в течение пяти рабочих дней может направить регулятору собственные оценки по этому клиенту. Если же банк согласится с решением ЦБ, новый подход должен применяться к компании уже на следующий рабочий день.

При попадании клиента в красную зону банк будет обязан проинформировать его об этом. Если такая компания дважды за год столкнется с запретом на проведение тех или иных операций, кредитная организация вправе расторгнуть с ней договор и отказать в снятии или переводе средств при закрытии счетов. Банки также получат право не принимать новых клиентов из красной зоны на обслуживание.

Предлагаемая Цетробанком система светофора вводит правила, которые описывают основания для отказа в банковском обслуживании. Может, эти правила и несовершенны, но это лучше, чем их отсутствие, считает член федерального президиума Ассоциации малоформатной торговли, эксперт табачной отрасли Антон Воронов.

Антон Воронов член федерального президиума Ассоциации малоформатной торговли, эксперт табачной отрасли «Есть какие-то черные списки, есть отказы, какие-то закрытия счетов, но это та самая межведомственная комиссия, которая должна реабилитировать людей из черного списка. Она как бы есть, но я почему-то не знаю ни одного случая, чтобы кто-то как-то реабилитировался. То есть, в принципе, если тебя какой-то банк прикрывает с антиотмывочными законодательствами, закрывает счет, то потом уже отмыться невозможно в принципе. Путь всегда только один на самом деле: просто закрывать компанию и открыть новую. Вроде как это попытка описать правила игры более подробно. С другой стороны, санкции, которые применяются к компаниям из красной зоны, звучат угрожающе, потому что перекрывается полностью кислород и, наверное, также отмыться будет невозможно. В принципе, и так Финмониторинг вроде публикует эти списки, но как он их публикует? Он их рассылает по банкам, их достать невозможно. Узнать, есть ли ты там или нет, ты можешь, только если тебе кто-то из своих менеджеров в банке об этом расскажет, как-то все нечетко. Правила игры все равно устанавливаются ЦБ и Финмониторингом, может быть, в попытке их как-то озвучить, легитимизировать и сделать так, чтобы, по крайней мере, было понятно, в какой ты зоне, наверное, ничего такого нет».

Сейчас, по оценке ЦБ, доля клиентов в зеленой зоне составляет примерно 99%, в желтой — 0,3%, в красной — 0,7%. Об этом говорится в пояснительной записке к законопроекту, при этом физлица в этой статистике не учитываются. По данным регулятора, его оценки риска клиентов совпадают с банковскими в 95% случаев.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию