Пандемия — не время для цифровых экспериментов с лекарствами. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
«Когда «маркировочная лихорадка», охватившая нашу бюрократию и аффилированных с ней бизнесменов, добралась до лекарств на пике пандемии коронавируса, хочется, чтобы этот «жар» был как-то сбит соответствующим политическим решением», — отмечает политолог
Госдума в понедельник намерена рассмотреть вопрос по поводу маркировки лекарств. Business FM уже не раз рассказывала о нехватке лекарств в российских аптеках, что в первую очередь связано с системой маркировки. В аптеках пропали многие жизненно важные препараты вплоть до уже парацетамола.
После серии масштабных сбоев системы маркировки «Честный знак», через которую производители, дистрибьюторы и аптекари обязаны прогнать каждую упаковку, Минпромторг ввел уведомительный режим. Однако проблемы это не решило. Иностранные производители не могут поставить аптекам 450 наименований лекарств, 40 млн упаковок из-за сбоев в системе маркировки не могут дойти до пациентов.
Острота лекарственного кризиса, случившегося в России в самый разгар «второй волны» пандемии, достигла такого уровня, что пора принимать уже не технологические, а политические решения. В прежние суровые времена тех, кто все это устроил, назвали бы «саботажниками» и наказали бы по всей строгости советских законов. Сегодня мы продолжаем выслушивать успокаивающие речи руководителей профильного Минпромторга и представителей единого оператора системы маркировки лекарств «Честный знак», а именно Центра развития перспективных технологий. Который получает, на минуточку, 50 копеек с каждой упаковки продаваемых в нашей стране лекарств.
ООО «Оператор-ЦРПТ» принадлежит Алишеру Усманову, корпорации «Ростех» и компании Almaz Capital Александра Галицкого. Соответствующее распоряжение сделать ЦРПТ безальтернативным оператором системы цифровой маркировки всех товаров в России сделал в апреле 2019 года Дмитрий Медведев, тогдашний премьер. Без объявления конкурса. Притом что чистый убыток ООО «Центр развития перспективных решений» в предшествующем 2018 году составил 176,13 млн рублей.
Когда система маркировки в ее нынешнем виде внедрялась, нас чуть ли не клятвенно уверяли, что все будет как в Европе и даже лучше. В Евросоюзе, дескать, аналогичная система отслеживания лекарственных препаратов track & trace работает с 2017 года и позволила выявить кучу контрафакта. В США действуют несколько аналогичных систем, которые еще и конкурируют между собой. Но рыночная конкуренция — это не наш путь.
Кроме того, ссылаясь на международный опыт, наши чиновники, как обычно, забыли упомянуть важную деталь. А именно то, что в Европе соответствующая сеть построена по принципу блокчейна, на основе облачных технологий, а QR-код наносит сам производитель. Это открытая система с множеством операторов. В России же система централизованная. По мнению интернет-омбудсмена, члена генсовета «Деловой России» Дмитрия Мариничева, в сложившемся виде «система маркировки сводится к косвенному налогу с неясными бенефициарами» и представляет собой «потенциально коррупционную систему государственно-частного партнерства а-ля «Платон».
Альтернативным и более технологически эффективным вариантом мог бы стать переход к действительно аналогичной европейской системе, когда маркировку вводили бы сами производители, информация регистрировалась бы в общедоступной распределенной базе данных, а государство лишь формировало бы технические и административные требования к системе, не являясь при этом монопольным владельцем и непосредственным исполнителем бизнес-процессов, как сейчас. Но тогда, конечно, оператор системы лишился бы своих 50 копеек.
Пока обязательной маркировке в России подлежат табачная продукция, обувь, духи, фотоаппараты. С 1 ноября текущего года началась обязательная маркировка для шин и покрышек, а с 1 января 2021 года начнется для некоторых товаров легкой промышленности. Идет эксперимент по маркировке велосипедов, молочной продукции, питьевой воды и кресел-колясок. Казалось бы, цифровизация на марше, и надо только радоваться. Учет и контроль призван навести порядок и с налогообложением, и по части борьбы с контрафактом. Но поскольку этот учет и контроль внедряется в исторически уже привычной нашей стране форме предельной централизации при внедрении весьма специфических методов частно-государственного партнерства, то на марше просматривается еще и кое-что другое.
«Отстегивание» по 50 копеек тем, кто налаживал благое дело учета в сфере торговли шубами и духами, не вызывало особых вопросов. Это действительно принесло бюджету огромную пользу, поскольку вывело из «тени» торговлю этими товарами на миллиарды рублей. Однако когда «маркировочная лихорадка», охватившая нашу бюрократию и аффилированных с ней бизнесменов, добралась до лекарств на пике пандемии коронавируса, прервав даже уже поставки примитивного парацетамола, то хочется, чтобы этот «жар» был как-то сбит соответствующим политическим решением.