За гибель главы Total диспетчеры получили на троих 16,5 года
Лента новостей
Однако ни освобожденная от наказания по амнистии Надежда Архипова, ни двое ее коллег из аэропорта «Внуково», получивших сроки в колонии-поселении, не согласны с приговором. Они будут его обжаловать
Солнцевский суд Москвы вынес приговор по громкому делу о крушении в аэропорту «Внуково» самолета Falcon с главой энергетического концерна Total на борту. Трое авиадиспетчеров были признаны виновными в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ч. 3 ст. 263 УК РФ) и получили сроки от пяти до шести лет в колонии-поселении. К одной из фигуранток — диспетчеру Надежде Архиповой — суд применил амнистию.
Оглашение приговора, назначенное на три часа дня, началось с задержкой в полтора часа. На вопрос Business FM о том, какого приговора ждут подсудимые, ответил коллега 62-летней Надежды Архиповой, Александр Круглов: «Оправдательного».
Почти сразу же судья Екатерина Гришина объявила, что считает вину всех трех фигурантов доказанной. По ее словам, она подтверждается собранными по делу доказательствами: показаниями свидетелей, результатами экспертиз, а также материалами дела.
Из приговора следовало, что руководитель полетов Внуковского центра организации воздушного движения Роман Дунаев, диспетчер руления Надежда Архипова и диспетчер старта Александр Круглов нарушили целый ряд пунктов федеральных авиационных правил и должностных инструкций.
Халатность и отсутствие контроля
Их халатность привела к трагедии: 20 октября 2014 года в 23:58 частный самолет Falcon-50ЕХ с главой французского энергетического концерна Total Кристофом де Маржери на борту столкнулся на взлетной полосе со снегоуборочной машиной. За ее рулем был Владимир Мартыненко, у которого в крови нашли 1,64 промилле алкоголя, что соответствует бутылке водки. Взлетающий бизнес-джет правым шасси и крылом столкнулся со снегоуборочной машиной, перевернулся и от удара о землю частично разрушился. Возвращавшийся с инвестиционного форума в Париж бизнесмен, а также трое членов экипажа — командир воздушного суда, второй пилот и стюардесса — погибли.
Следствие пришло к выводу, что диспетчеры имели возможность предотвратить столкновение самолета со снегоуборочной машиной, но не предприняли необходимых действий. Несмотря на наличие локатора обзора летного поля на мониторах, они не сообщили о движении спецтехники в сторону взлетно-посадочной полосы и не проинформировали экипаж о возникшей на их пути опасности. Так, диспетчер руления Надежда Архипова «вследствие небрежного исполнения своих обязанностей» не информировала Дунаева о перерывах в работе спецтранспорта, не осуществляла слежение и контроль за движением спецтехники. Своевременно о нарушениях Дунаеву и Круглову она не сообщила.
В это время диспетчер старта Александр Круглов занимался обучением диспетчера-стажера Светланы Кривсун (дело в отношении нее было прекращено на стадии следствия). Именно она, действуя под контролем диспетчера Круглова, разрешила самолету Falcon занять место за стартом. «В итоге в 23:57 внештатный диспетчер-инструктор Круглов, не убедившись в безопасности полосы, не отменил разрешение диспетчера-стажера на взлет и не сообщил экипажу воздушного судна о нахождении на ВПП постороннего объекта», — говорилось в обвинительном заключении.
Руководителю полетов Внуковского центра организации воздушного движения Роману Дунаеву, в частности, вменили в вину то, что он плохо проконтролировал работу подчиненных диспетчеров, а также не согласовал в письменном виде с аэропортовыми службами время начала и окончания снегоуборочных работ. Вследствие бездействия Дунаева машина водителя снегоуборочной машины Владимира Мартыненко на протяжении 15 минут продолжала несанкционированное передвижение по взлетно-посадочной полосе, говорилось в приговоре.
Мартыненко и его руководитель Леденев, которые на момент трагедии оказались оба пьяны, признали вину. Их дело суд летом 2017 года рассмотрел в особом порядке, без исследования доказательств. Сотрудники аэродромных служб получили четыре и 3,5 года лишения свободы соответственно. Суд освободил обоих от наказания по амнистии, объявленной в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, как получившим сроки менее пяти лет за преступление по неосторожности.
Вместе с тем, за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц (ч.3 ст.263 УК РФ), им и другим фигурантам грозило до семи реальных лет колонии.
Многострадальное дело
2 марта 2017 года дело авиадиспетчеров выделили в отдельное производство и вернули на доследование из-за процессуальных нарушений. В ноябре 2018 года дело поступило в суд, и процесс начался заново. Однако почти через год судья Анна Егорова ушла в отставку и ее коллеге Екатерине Гришиной пришлось начинать разбирательство с нуля.
Авиадиспетчеры вину отрицали, утверждая, что действовали в строгом соответствии с законом и не нарушали должностные инструкции. Адвокаты просили оправдать подсудимых, настаивая на недоказанности их вины и отсутствии в их действиях состава преступления. Они обратили внимание суда, что диспетчеры не могли видеть машину Мартыненко, который, заблудившись на взлетном поле, специально погасил огни. Вероятно, он перепутал машину своего руководителя Леденева с машиной электриков и пересек взлетно-посадочную полосу, говорили некоторые из них.
Прокуратура сочла вину подсудимых доказанной и потребовала приговорить их к срокам от пяти лет и десяти месяцев лишения свободы до шести лет и двух месяцев заключения. При этом прокурор Дмитрий Надысев поддержал гражданский иск ОАО «Внуково», которое требовало взыскать с фигурантов стоимость снегоуборочной машины в сумме 1 млн 7 тысяч рублей. Также французская компания Unijet, в аренде которой находился разбившийся самолет, заявила иск о возмещении ущерба на сумму 514 млн рублей. Однако суд счел, что для их разрешения необходимы дополнительные расчеты и оставил без рассмотрения, указав, что потерпевшие имеют право обратиться с ним в порядке гражданского судопроизводства.
Что касается фигурантов, то при назначении наказания суд учел смягчающие вину обстоятельства, так как все впервые привлекались к уголовной ответственности: у Дунаева на иждивении оказалось трое несовершеннолетних детей, а у Архиповой — муж-инвалид. Все положительно характеризовались. Отягчающих обстоятельств суд не нашел. Судья посчитала, что фигуранты должны отбывать сроки в колонии-поселении.
Самый маленький срок в пять лет колонии она назначила Надежде Архиповой. Однако женщина сразу была освобождена по амнистии, оказавшись юридически не судимой. Александр Круглов получил на полгода больше, а Роман Дунаев — шесть лет в колонии-поселении, куда он и Круглов должны прибыть самостоятельно после вступления приговора в силу.
Брать под стражу их в зале суда суд не стал, оставив под подпиской о невыезде до апелляции. Покидая зал, все осужденные и их адвокаты заявили, что не согласны с приговором и будет обжаловать его в Мосгорсуде. Среди них была и Надежда Архипова. «Я считаю что я невиновна, и даже применение амнистии меня не удовлетворяет», — заявила она Business FM.
Приговор с нарушениями
Ее адвокат Ольга Динзе считает, что приговор был постановлен с нарушениями: показания свидетелей, экспертов и специалистов были искажены судом «с обвинительным уклоном». По ее мнению, суд также не отразил в приговоре слова свидетелей защиты. Она отметила, что судья ссылалась на доказательства, которые следовало признать недопустимыми — например, на заключение экспертов объединенной авиатехнической экспертизы государственного НИИ гражданской авиации, которые устанавливали причину авиационного происшествия и нашли нарушения в действиях диспетчеров.
«Между тем эксперт Окладников признался, что отдал заключение на флешке для правки следователю после окончания исследования», — назвала основания для исключения доказательства Ольга Динзе. А начальник юридического отдела Федерального профсоюза авиационных диспетчеров Олег Бабич, который присутствовал на процессе, отметил, что в приговоре суд «исказил показания некоторых свидетелей на 180 градусов»: «Свидетель подтверждал невиновность подсудимых, а суд зачитывая приговор, трактовал их показания как доказательства виновности». «Так, специалист, член летной подкомиссии Межгосударственного авиационного комитета Сергей Каногин на заседании пояснил, что при втором выезде и остановке на взлетно-посадочной полосе Мартыненко выключил проблесковые маячки и свет фар. Суд же, цитируя его показания, указал, что левая фара якобы работала. А специалист этого в суде вообще не сообщал. То есть суд эти показания фактически выдумал», — привела пример Ольга Динзе.
Она считает, что действия снегоуборщика Мартыненко были умышленными, и квалифицировать их следовало как убийство. Однако следствие не захотело проверить наличие денежных средств на счетах его родственников и социальные связи, хотя защита ходатайствовала о направлении соответствующих запросов. «Нам, например, достоверно известно, что его родственники проживают во Франции, а он сам раньше служил на Украине», — сказала защитница.
В свою очередь Олег Бабич назвал приговор суда «откровенным издевательством» с учетом того, что «прямые» виновники трагедии Леденев и Мартыненко «попали под амнистию и гуляют на свободе». Он заявил, что Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров России продолжит оказывать фигурантам помощь и будет добиваться их реабилитации в России, а при необходимости — в Европейском суде по правам человека.