16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
17 февраля 2020, 17:09 ФинансыЦБ

«Антиотмывочный» закон 2.0. В чью пользу будут поправки — банков или клиентов?

Лента новостей

ЦБ намерен пересмотреть основания для блокировки счетов. Сейчас перечень признаков сомнительных операций включает более 100 пунктов

Фото: depositphotos.com

Центробанк пересмотрит основания для блокировки счетов, и это произойдет впервые за восемь лет, сообщает РБК. В чью пользу будут поправки — банков или клиентов — и как на них отреагировали бизнесмены и юристы?

Business FM рассказывала много историй предпринимателей, имевших неудовольствие столкнуться с «антиотмывочным» законом. Все их претензии можно кратко свести к одной — слишком уж своевольным и закрытым бывает поведение банков. В конце прошлого года Центробанк даже выступил с рекомендацией: хотя бы сообщать бизнесу, по какой причине счет заблокирован.

Сейчас перечень признаков, по которым предлагается вычислять сомнительные операции, включает более 100 пунктов. Набрал несколько, и у банка есть основания отказать в транзакциях, свернуть операцию или вовсе разорвать договор. А негативные последствия остаются с твоим бизнесом, говорит предприниматель из Петербурга Максим.

«Желательно, чтобы банк не мог просто взять и заблокировать, потому что ему что-то не нравится. То есть должно быть четкое и понятное объяснение ситуации. Мне один контрагент переводил деньги, у него банк «Тинькофф», и наша фирма, которая сейчас вполне нормально работает уже с другим расчетным счетом, она в банке «Тинькофф» загорается красным как ненадежный контрагент. Мало того что нас «Тинькофф» заблокировал. Помимо всего прочего, мы еще как-то без всяких оповещений и без всяких объяснений попали в черный список. Хотелось бы, чтобы такие вещи не могли делать частные банки».

Как заявили в ЦБ, новые поправки позволят «исключить устаревшие и добавить новые схемы совершения операций на фоне общей цифровизации технологий». Другими словами, список будет больше отвечать духу времени. Почти год назад глава ЦБ Эльвира Набиуллина говорила, что такой подход позволит перечень сократить. На деле же получилось наоборот.

Так, теперь подозрительными будут считаться случаи, когда клиент, получив уточняющие вопросы от банка, вдруг отказывается от операции. В пользу клиентов — поправка о том, что операции с высокими комиссиями или сложные расчеты по нестандартным схемам теперь не станут поводом для блокировки. Будут считаться сомнительными регулярные переводы физлицам от ИП и юрлиц, кроме законных транзакций, например зарплат. Покупка виртуальных активов и переводы денег с одного и того же устройства также будут подозрительными.

И наконец, поправка, которая сразу вызвала вопросы юристов: при подозрении на отмывание денег в сделке могут отказать, даже если клиент просит провести ее по исполнительному документу. Здесь ЦБ хочет прыгнуть выше головы, считает адвокат, управляющий партнер компании «РИ-консалтинг» Роман Воронин.

Роман Воронин адвокат, управляющий партнер компании «РИ-консалтинг» «Вызывает большие сомнения, что эта поправка пройдет в таком виде, в котором она в настоящее время предложена. Есть предусмотренные законом основания приостановления действия исполнительных документов, их обжалования, вступления в законную силу, и все это урегулировано. Такие расплывчатые формулировки, которые позволяют банкам, руководствуясь, уж я боюсь даже представить себе чем, считать, что этот исполнительный документ является частью какой-то незаконной схемы, на этом основании устанавливать платежи по этим исполнительным документам, вызывают лично у меня огромное удивление, потому что это прямое вообще нарушение верховенства суда».

К слову, новый перечень, как говорят в ЦБ, «не исчерпывающий». Банки все так же могут дополнить его своими критериями. Однако общая первопричина всех проблем с «антиотмывочным» законом все так же остается без внимания, говорит директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков.

Василий Солодков директор Банковского института Высшей школы экономики «Внесудебные блокировки, они на самом деле неправильные. Даже при том качестве судов, которое у нас есть, решение о том, блокировать счет или нет, принимает конкретный банковский служащий, исходя из того, что ему что-то показалось. Зачастую без реальных оснований у людей блокируются счета, и они не могут совершать никаких операций. Для бизнеса по большому счету это означает, что фирма может разориться либо надо иметь в запасе несколько счетов для того, чтобы пытаться каким-то образом эти вопросы решать. Блокировка возможна только в судебном порядке. То, что делается, с моей точки зрения, это произвол. Мы исходим из простого сталинского постулата: лес рубят, щепки летят. Под эти щепки попадают совершенно невиновные люди».

Можно добавить: в новых рекомендациях Центробанка нет ни слова про разблокировку счета. Так что фактически «антиотмывочные» санкции для бизнеса, как и раньше, «билет в один конец». С блокировкой счетов сегодня сталкивается каждая пятая российская компания, говорится в исследовании MAGRAM Market Research. Только каждый десятый случай блокировки связан с нарушением «антиотмывочного» законодательства.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию