Обвинения в госизмене после свадьбы. Из-за чего задержали сотрудников Балтийского центра диалога культур?
Лента новостей
Само дело засекречено, но, по словам родственников фигурантов, причина в том, кого они пригласили на свою свадьбу
В 2018 году сотрудники ФСБ задержали в Калининграде Антонину Зимину — директора Балтийского центра диалога культур. На самолете ее доставили в Москву. Спустя год задержали ее супруга Константина Антонца. Дело засекречено. Но сейчас, когда следователи завершили расследование, отец обвиняемой Константин Зимин заявил, что в уголовном деле фигурирует только один эпизод. Он связан с сотрудником ФСБ, который был на свадьбе Зиминой.
Она училась с этим человеком в Балтийском федеральном университете имени Канта и весной 2015 года пригласила его на свадьбу. По словам Зимина, там силовик сам рассказывал о месте работы, раздавал визитки и фотографировался с гостями. На празднике были родственники Зиминых из Литвы и несколько гостей из Латвии, рассказывает Константин Зимин.
— Было видно, что он подвыпивший. Он бывший товарищ Тони, однокашник, он даже ухаживал за ней. Я не знаю, что послужило тому, что он сделал такую гадость. Поведение какое-то немного неадекватное было, как будто какая-то обида. Возможно, никто ничего и не присылал, потому что на свадьбе много снимали. Начальник УФСБ сказал, что он уволен. Я знаю его в лицо, после свадьбы его ни разу не видел.
— Какие ваши предположения по поводу того, что он сейчас в деле никак не фигурирует, даже как свидетель?
— Ворон ворону глаз не выклюет. Сотрудники ФСБ своего выгораживают.
Арестованных лишили свиданий с родственниками. Зиминой уже пять раз продлевали арест. Близкие дважды обращались с письмами к президенту, писали уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой. Одним из гостей из Латвии на свадьбе Зиминой и Антонца был экс-депутат рижской Думы, лидер международной правозащитной НКО «Русский мир Латвии» Руслан Панкратов. Он подтверждает версию отца Зиминой по поводу сотрудника ФСБ. Говорит, что сначала была информация, что девушка общалась на территории Латвии с сотрудником ЦРУ и якобы раскрыла действующего сотрудника ФСБ латвийской разведке, продолжает Руслан Панкратов:
Руслан Панкратов экс-депутат рижской Думы, лидер международной правозащитной НКО «Русский мир Латвии» «Исходя из этой теперь информации, я теперь не идеализирую ФСБ, я вообще не понимаю, что происходит, потому что объективной информации больше не существует. Может быть, мы имеем дело с какой-то некой коллегиальностью, что сотрудник сделал проступок, а в данном случае еще и преступление, а свалить решили почему-то на людей, которые находились на этой свадьбе. Ну, это детский сад. Эти люди гражданские, они подписку о неразглашении не давали, даже если они говорили. Все, что они рассказывали, может быть, ретранслировали дальше другим людям, — это было с его слов. Значит, он рассекретился сам. Пока я вижу белые нитки кругом».
Бывшие сотрудники спецслужб говорят: вряд ли сотрудник ФСБ так явно бы афишировал свои данные на празднике. Возможно, оба супруга уже были в какой-то разработке, а история с силовиком — только повод.
Про Балтийский центр диалога культур, который возглавляла Зимина, в открытых источниках информации мало. Эта автономная некоммерческая организация вела деятельность по организации конференций и выставок.
Также Зимина была экспертом московского Фонда поддержки публичной дипломатии имени Горчакова. Этот фонд был создан десять лет назад распоряжением Дмитрия Медведева. Учредителем выступает МИД. В попечительский совет входят, в частности, Михаил Прохоров, Вагит Алекперов, Рубен Варданян, Владимир Евтушенков, Алексей Мордашов. С 2015 года деятельность этого фонда запрещена на Украине: СБУ обвинила его участников в антигосударственной пропаганде.
На сайте фонда Антонина Зимина значится как член «Клуба друзей» Фонда Горчакова. В сфере ее профессиональных интересов — идентичность политической элиты Латвии, политика стран Балтии в отношении России. В 2015-м ей, кстати, запретили въезд в Литву. Как писал «Коммерсантъ», литовские власти считали ее, в том числе из-за сотрудничества с Фондом Горчакова, едва ли не пособницей российских спецслужб. Представители организации, в частности исполнительный директор фонда Леонид Драчевский, комментировать историю с Зиминой отказались.