Как вспышка нового коронавируса влияет на экономику и бизнес?
Лента новостей
Под ударом уже оказались сегменты роскоши и путешествий, а замедление китайской экономики может сказаться на нефти
Обновлено в 16:14
Вспышку коронавируса 2019-nCoV, пока не получившего звонкого названия, власти Китая называют эпидемией. Хотя количество погибших и число подтвержденных случаев заражения растет, однако пока исчисляется тысячами, притом что в городе Ухань живет 11 млн человек, а в Китае — более миллиарда.
Тем не менее тема не сходит с передовиц крупнейших СМИ мира, а фондовые рынки — и азиатский, и глобальный — чувствительны к панике. Китайский CSI 300 за минувшую неделю потерял более 4%, индекс Шанхайской биржи — почти 3%, Dow Jones — более 1%, а цена барреля Brent сократилась почти на 10%. О последствиях для второй экономики мира рассуждает корреспондент CNN в Гонконге Шерисс Фам.
«Появление нового смертельного вируса не может быть кстати, но сложно представить себе, чтобы вспышка уханьского вируса была для Китая более некстати. Китайская экономика замедляется, люди тратят меньше денег, растет закредитованность населения. Пекин даже принял стимулирующие меры, чтобы подтолкнуть потребление. Вдобавок страна продолжает страдать от торговой войны с США. А коронавирус активизировался в преддверии китайского Нового года — сезона, когда жители привыкли тратить деньги. Под ударом туризм, гражданская авиация, наземный транспорт, общепит, гостиничный бизнес, ретейл. Последствия уже наступили для котировок акций компаний в сфере продажи премиальных товаров и услуг. Как выразился в беседе со мной один экономист, если человек испуган, он не полетит в отпуск, откажется от шопинга, отменит поход в кино — перестанет тратить деньги».
Так совпало, что эпидемия пришлась на самое неудачное время — китайский Новый год, говорит главный аналитик Skywind Finance Александр Потавин.
Александр Потавин главный аналитик Skywind Finance «Поэтому карантин, который ввели китайские власти в крупнейших городах среднего Китая, привели к тому, что магазины пустые, авиалинии недозагружены. Это сказывается на внутренних показателях китайской экономики, а с учетом того, что Китай сейчас — это 15% мирового ВВП, это серьезно сказывается и на внешних рынках. Например, фьючерс на NASDAQ теряет 2%. Считается, что обычно период экспансии, то есть расширения заболевания, приходится в среднем на шестую-седьмую неделю — сейчас как раз мы приближаемся к этому сроку, но потом обычно количество заболевших быстро снижается. Но сейчас пока есть очень большие риски замедления китайской экономики, и, как следствие, это скажется и на глобальной экономике».
Фармацевтические компании наперегонки разрабатывают вакцину от нового коронавируса. Как сообщили BBC в Johnson & Johnson, гигант уже провел некую «базовую работу» над созданием препарата и планирует завершить процесс в течение года. Тем не менее общее давление на рынок оказалось сильнее ожиданий сверхприбыли, и фармацевтические индексы пока демонстрируют отрицательную динамику. Самый большой куш пока сорвали производители медицинских масок и резиновых перчаток в Китае. Цены на них на платформе Taobao уже выросли как минимум в десять раз — пока агрегатор не запретил смену ценников.
Однако пока эпидемия существует в первую очередь в медийном пространстве, комментирует гендиректор инвестиционной компании Van Der Black Станислав Машагин.
Станислав Машагин генеральный директор инвестиционного партнерства «Ван Дер Блэк» «Масштаб этих проблем, мне кажется, сильно преувеличен. Любой обычный грипп уносит гораздо больше жизней, даже в одной Москве, чем весь этот свиной, птичий, какой угодно. Понятно, что это, прежде всего, пиар-кампания, направленная на увеличение продаж каких-то лекарств, которые сейчас срочно появятся. А вот реальных убытков от эпидемии нет и, скорее всего, не будет, кроме как на передовицах газет. А все мы будем страдать от всевозможного дополнительного контроля, нам всем предложат дополнительные прививки и так далее. Фармкомпании будут усиленно зарабатывать на этом. С точки зрения бизнеса, я думаю, это будет оказывать давление на нефть в конечном счете. Но по аналогии с предыдущими свиными, птичьими гриппами вся эта истерия закончится в течение трех месяцев. В течение шести месяцев мы еще будем вспоминать, а потом это канет в небытие, так же, как и предыдущие вирусы».
Зарубежные СМИ сравнивают новый коронавирус в первую очередь с тяжелым острым респираторным синдромом, или SARS, эпидемия которого в начале 2000-х годов унесла сотни жизней в Азии и десятки в Северной Америке. По одной из оценок, которую приводит BBC, вирус обошелся глобальной экономике в 40 млрд долларов и на один процентный пункт замедлил рост мирового ВВП. Тем не менее эпидемию удалось локализовать, и с 2004 года в мире не было зафиксировано ни одного случая SARS.
Как в Китае противостоят распространению вируса — фоторепортаж BFM.ru: