Три пенсионерки тайно запустили заброшенный завод в Челябинской области — и получили дело
Лента новостей
«Производство немаркированной алкогольной продукции группой лиц в особо крупном размере»: по этой статье и еще двум статьям обвиняются три пенсионерки, которым удалось расконсервировать закрытый завод по производству водки
В Верхнеуральске Челябинской области три пенсионерки развернули в ноябре 2017 года подпольное производство алкогольных напитков на заброшенном ликеро-водочном заводе. Удивительно, но все оборудование закрытого предприятия было в исправном состоянии. И еще из удивительного: преступницам от 59 до 64 лет.
Выяснилось, что у одной из женщин был допуск на территорию завода. Ей удалось проводить туда не только своих партнерш по бизнесу, но и довольно большое число рабочих. Завод входит в структуру казенного Росспиртпрома. Часть заводов этой компании на Урале закрылась еще раньше, люди остались без работы в регионе, где с трудоустройством все непросто, рассказал Business FM корреспондент «Ура.ру» Владимир Васин.
Владимир Васин корреспондент «Ура.ру» «Верхнеуральск — это маленький город, представляет собой районный центр, где не очень много предприятий, не очень много работы и достаточно сложная у людей жизнь. В свое время там работал ликеро-водочный завод, который производил несколько видов водки, он входил в структуру Росспиртпрома, но со временем часть заводов Росспиртпрома закрывалась. В Челябинске закрылся ликеро-водочный завод, соответственно и в Верхнеуральске. В Верхнеуральске завод законсервировали, и несколько бывших, видимо, сотрудниц, которые знали технологический цикл, которые имели доступ на территорию, подумали — а почему бы и нет? И подпольно возродили производство».
До марта 2018 года, когда на нелегальный завод пришли полицейские, предприимчивые женщины успели произвести более 40 тысяч бутылок, и еще 90 тысяч бутылок были готовы к выпуску. На тару они наклеивали фальшивые маркировки. Задержанным пенсионеркам предъявлены обвинения по трем статьям: «производство немаркированной алкогольной продукции группой лиц в особо крупном размере», «незаконное использование чужого товарного знака» и «использование поддельных специальных марок». Последнее влечет за собой до 12 лет лишения свободы.
С точки зрения закона, все понятно. Но могло ли государство не карать, а помочь людям, наладившим выгодный бизнес? Мнение совладельца «ПроШАР» Дмитрия Баранова.
Дмитрий Баранов совладелец «ПроШАР» «Я считаю, что все равно это упущение местных властей, и упущение на уровне государства и губернатора. По поводу того, что люди оказались в такой ситуации, при этом люди, которые со своим большим креативом. Можно было упростить процедуру возобновления работы завода, по всей видимости, огромные инвестиции не были нужны, если можно было открыть просто производство. Во-вторых, был сбыт, то есть было все, были исполнители. Я не понимаю, почему на уровне менеджмента города невозможно было вмешаться и организовать дело так, чтобы обеспечить и бюджетные поступления, и занятость народонаселения. Попробуйте алкогольное производство залицензировать или сделать для людей, которые живут там, то есть переписать китайскую грамоту за две ночи. Они понимают, что это невозможно».
Бабушек нужно для примера слегка наказать, но параллельно помочь их бизнесу, говорит директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов.
Григорий Добромелов директор Института прикладных политических исследований «Задача разумного судьи — выполнять некую государственную миссию и выравнивать, возможно, те перекосы или дисбалансы, которые в жизни общества возникают. Поэтому, с точки зрения судьи, здесь, разумно было бы ограничиться таким-то минимальным штрафом, абсолютно минимальным, но, самое важное, это уже дальше — госслужащим обратить внимание на эту ситуацию и помочь даже уже сейчас, не дожидаясь решения суда, этим пенсионеркам легализовать бизнес. Возможно, здесь могут какие-то опытные бизнесмены помочь. В конце концов, у нас половина Кавказа занимается нелегальным производством спирта, алкоголя и всего остального».
Вполне вероятно, что завод, на котором нелегально трудились пенсионерки, был законсервирован из-за нерентабельности. Стоимость акцизов и всевозможных лицензий так высока, что бизнес не устоял. В этом случае помочь бабушкам нельзя без изменения ценовой госполитики в отношении алкогольного производства, считает адвокат Сурен Аванесян.
Сурен Аванесян адвокат «Легальное производство алкогольной продукции влечет за собой большое количество неких акцизов, дополнительных различных сборов, что в разы снижает рентабельность. Говорить о том, как государство могло бы помочь этим людям вывести этот бизнес из тени, не поменяв общую концепцию производства алкогольной продукции, возможным не представляется».
И это правильно. Но очень похоже на формальный подход. Который неспособен учитывать все реалии верхнеуральской жизни. И ни власти, ни местный бизнес помогать пожилым бутлегершам не спешат.