На такси не ездили, но заплатить придется
Лента новостей
В соцсетях много жалоб на все более распространяющийся тип мошенничества. У людей списывают деньги с банковских карт, которые привязаны к приложению «Яндекс.Такси»
Москвич Константин 28 ноября не пользовался приложением «Яндекс.Такси», но у него почему-то списали 9074 рубля. По три тысячи за две поездки и дважды по полторы тысячи рублей — якобы чаевые водителю. В «Яндексе» сначала сказали, что транзакций не видят. В банке карту заблокировали. Через три дня Константин отнес в полицию выписку из банка.
Потерпевший написал о произошедшем в соцсетях. Выяснилось, что в похожих ситуациях оказывались его знакомые. Деньги вернули спустя две недели. О том, как объяснили произошедшее в «Яндексе», рассказывает сам пострадавший:
«Якобы мошенники. Они не знают кто. При этом они знают номер телефона, привязали мою карту к другому номеру телефона, и оттуда производились поездки. Было две поездки: первая поездка — из подмосковного села в 70 километрах от Москвы. Куда я совершал поездку якобы, они мне так и не сообщили. Вторая поездка тоже заказана в то же время — в 20:20, на тот же адрес. В ту же минуту, сумма похожая, и опять полторы тысячи рублей — чаевые. «Может быть, ваши родственники, ваши друзья, вы давали карту?» Я им говорю, что я не давал никакую карту никогда. В конце они мне скидывают номер телефона, последние там четыре цифры видно только, говорят, проверьте еще раз, родственники это или нет. Один и тот же, грубо говоря, почерк, одни и те же номера. Меня волновала больше проблема скорее утраты доверия к крупной компании и утрата моих персональных данных».
Полиция ведет проверку, возбуждено уголовное дело.
А вот история Евгении из Казани. На прошлой неделе ей пришло уведомление от «Яндекс.Такси»: у нее якобы списали рубль. Его сразу же вернули. Евгения подумала, ошибка. Она в принципе не пользуется приложением, просто однажды скачала, чтобы получить бонус, ввела данные, в том числе и по карте. Через несколько минут списали уже 349 рублей. Но эту сумму не вернули. Евгения обратилась в банк, карту заблокировали. Как оказалось, если вы имеете почту «Яндекса» и пользовались услугами «Яндекс.Такси», вас легко взломать, рассказывает Евгения.
«У меня в течение нескольких дней сначала мою почту взломали. Я вроде поменяла все. Но, видимо, проблем никаких не было ее взломать снова. Когда деньги были сняты, зашел некий Антон с iPhone. В «Яндекс.Такси» приняли заявление, но у меня как-то так получилось, что я через Сбербанк вернула эти деньги. Мне сказали, что такие ситуации происходят постоянно. Мне повезло, что я бдительнее оказалась. Погуглила эту ситуацию. У людей списывается за ночь по несколько раз маленькими суммами — по 300, по 500, по 400 рублей. Во время общения в чате с сотрудниками Сбербанка у меня поступило опять сообщение, что с меня опять хотят списать деньги. Но карта уже заблокирована была».
Вряд ли за подобными мошенничествами стоят сами таксисты. Их бы быстро вычислили. Глава Агентства кибербезопасности Евгений Лифшиц считает, что, скорее всего, тут замешаны недобросовестные сотрудники «Яндекса».
Евгений Лифшиц глава Агентства кибербезопасности «Именно поэтому «Яндекс» возвращает деньги, понимая, что часть ответственности все-таки на их сервисе. Я думаю, мы увидим, так же как и в истории со Сбербанком и вообще с утечкой персональных данных: зачастую есть человек, который помогает мошенникам. Там может быть проблема технически глубже, что есть некие идентификаторы в самой системе, которые каждый пользователь имеет помимо логина и пароля. Потребуют очередную идентификацию. Если нет, то достаточно слить злоумышленнику логин, пароль, он перейдет сразу к уже привязанной карте».
Тем не менее, говорят эксперты, подобные случаи — пока достаточно маленький процент от тех объемов заказов, которые ежедневно проходят через «Яндекс.Такси». Возможно, возвращать клиентам похищенное в данном случае гораздо проще и дешевле, чем устранять уязвимости или выискивать недобросовестных сотрудников.
Но Business FM нашла в сети с десяток подобных историй как минимум за последние полгода. Разные города, разные суммы. В «Яндексе» нам прокомментировали конкретные вышеупомянутые кейсы.
Тем, кто оказался в подобных ситуациях, эксперты рекомендуют тут же обращаться в банк и менять пароли, в том числе на почтовых ящиках, к которым привязаны аккаунты. Остальным советуют либо переходить на наличные при использовании таких сервисов, но это не всегда удобно. Либо же не привязывать карту, на которой лежат крупные суммы.