Банк России снизил ключевую ставку до 6,5% годовых
Лента новостей
Регулятор основывался на том, что инфляция замедляется быстрее, чем ожидалось, но темпы роста российской экономики по-прежнему остаются сдержанными
Обновлено в 14:48
Совет директоров Банка России 25 октября 2019 года принял решение снизить ключевую ставку на 50 базисных пунктов, до 6,5% годовых, говорится в сообщении на сайте Центробанка. Замедление инфляции происходит быстрее, чем прогнозировалось.
ЦБ принял во внимание, что инфляционные ожидания продолжают снижаться. Темпы роста российской экономики по-прежнему остаются сдержанными. Cохраняются риски существенного замедления мировой экономики. На краткосрочном горизонте дезинфляционные риски преобладают над проинфляционными.
Аналитики предполагали такое резкое снижение, но все равно оно стало сюрпризом. Продолжит ли ЦБ снижать ключевую ставку и на что повлияет нынешнее снижение? Ведущая Business FM Диана Лесничая обсудила это с главным экономистом Альфа-банка Наталией Орловой.
— Безусловно, Центробанк в устных комментариях в последние две недели перенастраивал рынок на более радикальное снижение, но все-таки снижение на полпроцента не было очевидным. Сегодняшний письменный релиз по решению о ставке говорит о том, что ЦБ в будущем готов рассматривать еще возможность снижения. На самом деле, их тональность по поводу будущих действий по сравнению с сентябрьской не поменялась. Но это является большим сюрпризом, поскольку некоторая неопределенность по поводу инфляционной динамики сохраняется, и все-таки очевидно, что Банк России перенастраивает свою политику под текущую динамику инфляции.
— Сейчас в Центробанке завили, что на краткосрочном горизонте дезинфляционные риски все-таки преобладают над проинфляционными. Регулятор вроде как планирует наблюдать за этим процессом?
— Совершенно верно. Однако дело в том, что ЦБ при устраивании своей политики ключевой ставки должен ориентироваться на горизонт, скажем, следующих 6-12 месяцев, а как раз краткосрочные риски дезинфляционны. Но это не является факторами, которые как-то связаны с монетарной политикой, и неочевидно, что они требуют какого-то действия с точки зрения движения процентной ставки.
— Говорят, что поспособствует снижению ключевой ставки привлечение инвестиций в нацпроекты. По вашему мнению, так ли это?
— Я бы сказала немного по-другому, потому что нацпроекты отчасти будут финансироваться частным капиталом, но большая доля финансирования — это государственные расходы. И ускорение государственных расходов создает как раз проинфляционные риски. То есть это фактор, который в будущем, скорее, будет удерживать Центральный банк от снижения процентной ставки. В любом случае, ситуация с финансированием нацпроектов пока остается достаточно неопределенной, там большое отставание планов финансирования. По бюджетной политике также пока остается много вопросов.
— Что будет с учетом ставки, снижения ее с кредитами для бизнеса и населения? Можно ли все-таки ждать удешевления?
— Поскольку текущее сильное снижение ставки не было полностью ожидаемым для рынка, рынок сейчас будет подстраиваться вслед за решением Центробанка. Так как ЦБ сохраняет такой некоторый взгляд на дальнейшее снижение ключевой ставки, скорее всего, ожидания по снижению процентных ставок — депозитных и кредитных — будут усиливаться в ближайшее время.
Банк России также снизил прогноз годовой инфляции по итогам 2019 года с 4,0-4,5 до 3,2-3,7%. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,5-4,0% по итогам 2020 года и останется вблизи 4% в дальнейшем.