Путин призвал снять с бизнеса штамп жульничества. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Президент предложил молодежи идти в предприниматели, но не «бабки заколачивать», а чтобы оставить значимый результат. Как можно оценить высказывание главы государства?
Представления советского народа о бизнесе как о жульничестве, которое основано на обмане других людей с целью получения незаконной прибыли, — вредный штамп для сегодняшнего дня и его нужно заменить, заявил Владимир Путин.
Президент сказал это, приняв участие в открытом уроке «Направление прорыва» в рамках Всероссийского форума профессиональной навигации «Проектория» в Ярославле, на котором было представлено видео об истории успеха молодых людей, начинающих свой путь в бизнесе.
После демонстрации ролика ведущая Яна Чурикова спросила у президента его мнение на этот счет. Она пояснила, что, например, в ее семье придерживались такого мнения: начать бизнес с чистого листа — это «безбашенно». Как можно оценить высказывание президента?
Заявление Путина о том, что бизнес — это вовсе не жульничество, как считали в советские годы, можно расценить как косвенный ответ на ту реакцию, которую вызвало в обществе недавнее выступление Анатолия Чубайса на Общероссийском гражданском форуме. Там глава «Роснано», в частности, заявил, что частное предпринимательство сыграло большую роль в развитии экономики России в постсоветские годы, и, в принципе, общество могло бы сказать ему за это спасибо.
В результате развернувшейся дискуссии досталось, скорее, самому Чубайсу. Поскольку отношение к «хапугам и спекулянтам», каковыми по-прежнему многие обыватели считают предпринимателей, особенно крупных, в общем с советских времен так и не изменилось.
Вообще в России довольно сильны именно антикапиталистические, антирыночные настроения. В этом плане она — прямая противоположность Америке. Там считается, что чем меньше государства, тем лучше, а у нас — что государства мало не бывает нигде и никогда. Многие россияне по-прежнему выступают за государственную экономику и административное регулирование цен.
Ждать от Путина, что он заступится за Чубайса, конечно, не стоило. Однако уже хорошо то, что он, по сути, пресек дальнейшее провоцирование антипредпринимательских настроений. Более того, даже поприветствовал стремление молодежи идти в бизнес и зарабатывать деньги — и не в такой форме, что, мол, если не нравится работать учителями, то идите в бизнес, а вполне в позитивном контексте.
Однако Путин при этом перестал бы быть Путиным, если бы не сделал целый ряд оговорок. Во-первых, предостерег от нуворишества, то есть кичливого богатства. Во-вторых, осудил тех предпринимателей, которые «стремятся к извлечению прибыли любой ценой, и вообще им на все наплевать, только бы деньги заработать».
В-третьих, президент философски напомнил, что жизнь конечна, а во втором и третьем поколении накопленные богатства, как правило, не удерживаются в семье. Впрочем, в России исторически так повелось, что они и в первом-то поколении могут не удержаться, если начать, как теленок с дубом, бодаться с государственной машиной.
Как заметил президент, по-настоящему могут быть счастливы те, кто вкладывается в общественно полезные проекты. Тут он, конечно, выступает прежде всего государственником. В принципе, такое отношение к бизнесу, безусловно, лучше, чем советское. Однако для полной реабилитации частного предпринимательства в глазах обывательских масс все же еще довольно далеко.
Определенную роль в изменении в этом плане отношения общества могли бы сыграть в том числе предпринимательские организации. Кому как не им отстаивать саму идеологию предпринимательства. Что мешает? Прежде всего, робость перед властью, зависимость от государства и неготовность работать над созданием новых общественных и политических институтов, адекватных требованиям времени и развитой рыночной экономики.
Однако отечественный бизнес, и тут прав тот же Чубайс, который тоже вбросил этот тезис, «он не про институты, а про бабки». Президент, в свою очередь, говорит, что «заколачивание бабок» не может быть самоцелью. Однако про президента еще известно, что он вообще не очень любит рассуждений об институтах, считая, что в принципе сгодятся и те, что есть — при должном руководстве.
Те, кто так не считает, по идее, могли бы организовать собственную партию, чьей идеологией стала бы в том числе защита интересов предпринимательства, частной собственности и свободной конкуренции. Проблема в том, что создать-то можно и не раз даже пытались. Только вот в стране с преобладающими левыми и даже прокоммунистическим настроениями за такие партии мало кто голосует.
Получается, что самым главным и самым популярным «рыночником» остается глава государства. Как раньше самым главным «европейцем» всегда был государь император. Как говорится, ну хоть так.