16+
Понедельник, 25 ноября 2024
  • BRENT $ 74.74 / ₽ 7667
  • RTS792.67
11 ноября 2018, 17:24 Стиль жизниКино

Юрий Быков: я снимаю свой первый фильм, в котором рождается надежда

Лента новостей

Пользователи «Кинопоиска» назвали социальную драму «Дурак» лучшим фильмом за 15 лет. Режиссер в интервью Business FM рассказал о том, что его картины никогда не пользовались коммерческом успехом, и он до сих пор не знает, останется ли в режиссуре

Юрий Быков.
Юрий Быков. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Обновлено 12 ноября в 10:21

Юрий Быков начинает съемки новой картины. Как сказал режиссер в интервью Business FM, это будет первый его фильм, в котором, возможно, рождается надежда. Съемки, по словам Быкова, начнутся уже 19 ноября. Business FM связалась с режиссером, когда выяснилось, что пользователи «Кинопоиска» назвали его социальную драму «Дурак» лучшим фильмом за 15 лет.

Сам Быков выиграл в номинации «Король говорит!», где пользователям портала предлагалось выбрать режиссера, внесшего самый большой вклад в российское кино за этот же период. Голосование проходило с 29 октября по 6 ноября, в нем приняли участие около 80 тысяч человек.

Год назад Юрий Быков заявил о временном уходе из кино. Режиссер тогда заявил, что «предал все прогрессивное поколение, которое что-то хотело изменить в этой стране». О своих ощущениях и о своем отношении к номинации «Кинопоиска» режиссер Юрий Быков рассказал Business FM:

Юрий Быков: Хочу сказать, что я благодарен людям, которые смотрят мои фильмы, потому что это позволяет мне работать дальше, сознавать, что я нужен. Я абсолютно понимаю, я же не сумасшедший, что я никакого индустриального значения как режиссер не имею, то есть я не коммерчески успешный режиссер. И я понимаю, что как фигура явление, скорее, смысловое. То есть я чем угодно занимаюсь: рефлексией, попыткой высказаться, исповедью. Но это же ведь не кино в индустриальном смысле, потому что все мои картины очень недорогие, в прокате они ничего не собирали. Большие серьезные специалисты и среди критиков, и в цеху относятся крайне скептически к тому, что я делаю. Знаете, как Джим Керри однажды сказал? «Я хочу, чтобы все были знаменитые, хочу, чтобы все были богатые, чтобы каждый понимал, что это ничего не решает. По-настоящему есть только две важные вещи в жизни человека — это умение любить и получать радость от жизни, причем обыкновенную». У меня с этим пока еще проблемы. Поэтому я считаю, что эта оценка просто огромного количества труда тех людей, которые мне помогали, с которыми я родился, вырос, с которыми я работал. Потому что трудно действительно пацану из Новомичуринска стать вот, как сказать, лауреатом этой номинации. Это действительно путь. Тут дело не только во мне. Я не являюсь медийной фигурой, я не являюсь человеком, которому это органично. И я не кокетничаю, правда, все же прекрасно понимают, что последние полтора-два года меня практически нигде не видно. Понимаете, когда в 2014 году я был на «Кинотавре» и получал приз, по-моему, за сценарий «Дурака», мне тогда было очень плохо, я злоупотреблял алкоголем, потом жестко это все прекратил. Мне даже уже тогда было понятно, что никакие призы и признания, регалии ничего не решают, что основная задача человека — это быть человеком. И я после этого кучу ошибок натворил. Мне, главное, ответить на главные вопросы для себя, а то, что люди так решили, во-первых, это пользователи «Кинопоиска», во-вторых, я думаю, что многие специалисты в цеху и среди критиков с этим вообще категорически не согласятся. Мы сейчас готовимся снимать, 19 числа у меня первая смена, я вот об этом думаю. Я думаю о том, получится ли у меня фильм, в котором у меня впервые будет надежда и для себя самого, и для зрителя, получится у меня измениться или нет. Единственное, что радует, время все расставляет по своим местам. Я знаю своих недоброжелателей, я знаю людей, которые крайне недовольны тем, что я вообще занимаюсь этой профессией, и считают, что я просто не должен ею заниматься. Я рад, что все-таки есть какой-то противовес, который говорит о том, что я, по крайней мере, имею право развиваться в этом направлении, с точки зрения опять же зрителя. Я рад тому, что смыслы, скорее всего, важнее, чем коммерческая составляющая пока еще в широком смысле, рад, что не деньги определяют любовь зрителя. Но что мне это дает карьерно, я не знаю. Наверное, это еще поднимает уровень ответственности. Мне теперь нельзя снять сериал «моя волосатая нога», чтобы просто заработать денег, потому что если то, о чем вы говорите, именно так, то люди будут каждый раз то, что я делаю, воспринимать, как то, за что я всецело как художник отвечаю. Потому что я и «Елки» снимал, сериалы, а теперь оказывается, что я человек, который вынужден каждый шаг обдумывать и понимать, что он снимает то, что будет считываться как авторская работа. Поэтому, с одной стороны, конечно приятно, с другой стороны, мне все-таки 37 лет, а не 20 лет, чтобы прыгать от счастья и закатывать вечеринки, потому что есть гораздо большие проблемы и в жизни, и в самом себе, которые надо решать. Они ни регалиями, ни карьерным ростом, ни признанием не решаются. Сделай, что должен, и будь, что будет. Все.
Вы все-таки остаетесь в режиссуре?
Юрий Быков: Знаете, опять же это вопрос, вы остаетесь или не остаетесь? Откуда я знаю, останусь я в режиссуре или нет.
Просто год назад мы все начали переживать...
Юрий Быков: Вы понимаете, какая штука? Вот всем же хочется жареных новостей — остается он, не остается в кино, будет он снимать, живет он, понимаете, с крокодилом или с люстрой? Я все эти прекрасно вещи понимаю, для СМИ это важно. Для меня гораздо важнее не остаться в профессии или уйти из нее, а для меня важнее мой духовный внутренний рост. Если он будет связан с профессией, я в ней останусь, если мой внутренний голос потребует от меня «Юра, завязывай», я уйду из профессии. Чего я в принципе индустрии дал — да ничего. Сборы — нет, продвинутые технологии — нет, коммерчески успешные какие-то дивиденды — тоже нет. А вдруг, извините меня, я через год-два пойму, что аудитория, с которой мне хочется разговаривать, уже кино не смотрит. Или, например, что мне вообще не нужно кино, а просто можно, не знаю, заниматься литературой или вообще просто заниматься, чем угодно, и встречаться с очень ограниченным количеством людей, вести диалог. Потому что я не снимаю кино для того, чтобы строить режиссерскую карьеру, меня не это интересует уже давно. Если бы я этим занимался в кино, то я бы снимал по 16 проектов в год с самыми медийными звездами и с невероятными гонорарами и бюджетом. Вы посмотрите, что происходит. Вы говорите, «Дурак» — лучшая картина. У «Дурака» сколько было копий — 17? В скольких он кинотеатрах шел — в трех, четырех? В прокате уже по большому счету серьезное кино особо никому не нужно. Снимать его для экрана телевизионного домашнего, а как его монетизировать тогда? Это надо заламывать цены за подписки. Там очень много проблем, я это осознал окончательно. Будет дальше повод для разговора, буду заниматься кино. Не будет, буду заниматься чем-то еще, мне вот так кажется.

Юрий Быков — автор блестящих, по мнению многих критиков, остросоциальных лент «Жить», «Майор» и «Дурак». Если говорить про коммерческий успех, то это забота продюсеров, а не режиссеров, а фильмы Быкова доходят до зрителя не через экраны кинотеатров, считает главный редактор портала Filmz.ru Александр Голубчиков:

«Они доходят до зрителя, скорее, не через экраны кинотеатров, а показами редкими, наверное, все-таки по телевидению, поскольку его фильмы довольно остросоциальные, актуальные и, скажем так, резки на словцо. Что касается интернета, то здесь, конечно, Юра — король, и распространенность, в том числе, и нелегальных способов просмотра фильмов в интернете, оно как раз и позволило фильмам Быкова получить столь широкое распространение. Сериал «Спящие», насколько мне известно, создавался под действием момента, он определенным образом видел ситуацию. И сценарий, который написал Сергей Минаев, очень совпал с его мироощущениями. Другой вопрос, что по прошествии времени на Юру обрушился, во-первых, шквал критики, поскольку это немножко не совпало с тем, как наша либеральная интеллигенция воспринимает описанную в сериале ситуацию. Ну и сам Юра, насколько я помню, немножко пытался отстраниться от того, что было сделано в сериале, представляя себя скорее режиссером-постановщиком, нежели человеком, который разделяет ту позицию, которая в этом сериале озвучена. Очень хочется надеяться, что кумулятивный эффект тут народной любви скажется на дальнейшем успехе фильмов Быкова. «Завод», который был в этом году уже представлен на ряде международных фестивалей, и ожидается его выход в прокат, по всей видимости, в начале следующего года. То же касается и новой картины Юриной, над которой он сейчас как раз работает. Насчет надежды, очень интересно посмотреть, как выглядит надежда в фильмах Юрия Быкова, поскольку до сих пор все, что он показывал, для героев как минимум, ну и, в общем-то, экстраполируя то, что он рассказывает, и для страны, заканчивалось не лучшим образом».

Осенью 2017 года Быков заявил, что, возможно, уйдет из кино. Это произошло после того, как на экраны вышел сериал «Спящие», который шел по Первому каналу и стал объектом жесткой критики. Но в сентябре 2018 года на фестивале в Торонто показали новую картину Быкова «Завод» — фильм о работниках завода в российской глубинке, которые много месяцев не получают зарплату и после объявления о банкротстве предприятия берут местного бизнесмена в заложники. Они обещают его отпустить после погашения долгов по зарплате. Продолжает кинокритик Егор Москвитин:

«Это фильм невероятно сильный, в котором Быков возвращается к сравнениям с Балабановым, возвращается напрямую к Шукшину, который мечтал всю жизнь снять байопик, то есть биографический фильм о Разине, но, к сожалению, так и не снял. Быков реализует очень давнюю мечту великого советского режиссера сделать фильм о народном мстителе, который приходит дать нам всем волю. Это фильм мощных психологических образов, смелых, четких, прямолинейных наблюдений, с парадоксальной развязкой».

Даты релиза этой картины пока нет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию