Четверг, 28 марта 2024
15 сентября 2017, 16:23 Технологии

Прощание с Cassini. Чем запомнится 20-летнее путешествие к Сатурну

Одна из важнейших космический миссий завершена: аппарат направили в центр газового гиганта. По пути к Сатурну и на его орбите Cassini успел сделать беспрецедентное количество открытий

Автоматическая межпланетная станция «Кассини».
Автоматическая межпланетная станция «Кассини». Фото: NASA/Reuters

Аппарат Cassini закончил свою 20-летнюю миссию, рухнув в атмосферу Сатурна. Совместный проект NASA и Европейского космического агентства стал одной из важнейших космических миссий человечества. Cassini удалось сделать в несколько раз больше открытий, чем рассчитывали создатели миссии.

Cassini стартовал с Земли еще в 1997 году. О смартфонах тогда еще не думали, а президентом России был Борис Ельцин. Аппарат должен был добраться до Сатурна за семь лет и проработать четыре года на орбите газового гиганта. В итоге миссию продлевали дважды, а Cassini удалось собрать столько научных данных, что их хватит не на одно поколение ученых.

О главных открытиях рассказывает писатель и колумнист The New York Times по научной тематике Деннис Овербай:

«Первым пунктом назначения Cassini был Титан — холодный мир темных углеводородных озер, где от аппарата отделился зонд «Гюйгенс». Погружаясь в атмосферу крупнейшей луны Сатурна, он отправил на Землю снимки поверхности Титана, испещренной руслами метановых рек в пустыне из льда и камня. Впервые человечество приземлилось на спутник другой планеты. Последующие 13 лет Cassini провел в сложном трехмерном танце на орбитах вокруг Сатурна. Самым большим сюрпризом стала другая луна Сатурна — Энцелад. Оказалось, что ледяная кора спутника скрывает под собой жидкий водяной океан, который может быть пригодным для существования жизни. Cassini удалось уловить частицы соленой воды, которые вырвались из гейзеров на южном полюсе Энцелада. Скрываются ли под покровом льда инопланетные бактерии? Чтобы узнать, потребуется направить к Сатурну еще один аппарат. Наконец, когда на Сатурне сменилось время года, Cassini снял восхитительный шестигранный ураган, бушующий на полюсе газового гиганта, мегашторм, внутри которого могли бы поместиться четыре планеты Земля».

Теперь, после 20-летнего путешествия, у аппарата кончилось горючее и он больше не мог покинуть орбиту Сатурна.

Cassini могли бы просто отпустить в свободное плавание, но тогда он мог случайно упасть на одну из лун. Мусорить, как известно, плохо, но еще хуже мусорить земными материалами на спутниках, где может присутствовать внеземная жизнь. Поэтому в NASA и Европейском космическом агентстве задумали сбросить Cassini в самый центр газового гиганта. Долгий путь аппарата подошел к концу, с печалью в голосе сообщил CNN менеджер проекта Cassini Эрл Мейз:

«Да, это робот. Да, у него кончилось горючее. У него кончился срок эксплуатации. Но невозможно не ощущать определенное чувство утраты и ностальгии по отношению к аппарату, которым ты управлял столько времени, как и к любой вещи, с которой ты взаимодействовал целых 20 лет».

Приближаясь к Сатурну, Cassini отчаянно боролся со все большим сопротивлением атмосферы и всеми силами поддерживал направление антенны в сторону Земли. В пятницу около 15:00 по Москве аппарат потерял связь с домом. Теперь Cassini, семь лет летевший к Сатурну и еще 13 лет кружившийся вокруг окаймленного кольцами газового гиганта, погрузился в его атмосферу и стал частью шестой планеты.