Эрдоган готов заплатить за «Турецкий поток»
Лента новостей
Что может скрываться за желанием Анкары разделить расходы на приостановленный ранее проект трубопровода?
Анкара готова платить за «Турецкий поток». Как заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган телеканалу Haber Turk, Турция предложила России разделить пополам финансирование проекта. «Мы сказали: никаких проблем с проектом «Турецкий поток» нет. Единственное, мы предложили разделить пополам расходы на прокладку части трубопровода, которая будет находиться на нашей территории», — пояснил политик.
Что же касается участка газопровода по дну Черного моря, то, по словам Эрдогана, уже есть договоренность о финансировании его строительства на паритетных началах. Что стоит за желанием Анкары разделить расходы на «Турецкий поток?»
Дмитрий Александров заместитель генерального директора по инвестициям ИК «Универ Капитал» «Реализация проекта на условиях софинансирования с турецкой стороны, безусловно, снижает риски для «Газпрома». Дальше стоит вопрос о том, как будет идти разделение доходов и кто будет операторские функции выполнять, только «Газпром», или будут также совместные компании, через которые будет идти финансирование проекта. Но в целом, это, безусловно, хорошая платформа для того, чтобы дальше вести переговоры, потому что показывает, что Турция готова платить, готова финансово участвовать. Соответственно, дальше нужны следующие действия, связанные с тем, чтобы просто денежный поток от реальной работы этого проекта был более предсказуемым. С турецкой стороны имеется сигнал, что она готова разговаривать об этом, готова брать на себя финансовые риски, поэтому как сигнал благоприятный для проекта, это, безусловно, можно рассматривать».
У партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина другое мнение. Он считает, что дальше слов о готовности разделить расходы на газопровод дело не пойдет.
Михаил Крутихин партнер консалтинговой компании Rusenergy «Я не могу сейчас представить, чтобы это получилось. Ну, давайте посмотрим, кто будет финансировать уже построенную инфраструктуру на территории России и прочие потери, которые «Газпром» понес при строительстве «Южного потока», превратившегося потом в «Турецкий». 17 млрд долларов — что, Эрдоган поделит пополам и возьмет на себя часть этих потерь? Это первый вопрос. Вопрос номер два, зачем вообще Турции эта структура по транспортировке газа? Турция прекрасно обходится газопроводом, который из Азербайджана идет через ее территорию. Эта трасса сейчас расширяется, строится новый газопровод. Турция будет транзитной территорией каспийского газа в сторону Европы, а российский газ там встретит ожесточенную конкуренцию. По себестоимости российский газ полностью будет проигрывать конкурентам, поскольку даже в Германии он сейчас продается ниже себестоимости добычи и транспортировки плюс налоги. Так что проект он вообще не коммерческий, а чисто убыточный. И причем здесь половина расходов Турции? По-моему, это просто риторика, которая ничем практическим подкрепляться не будет».
Решение о разморозке проекта «Турецкий поток», который приостановили в конце прошлого года, было принято по итогам переговоров Путина и Эрдогана. Они прошли во вторник, 9 августа, в Санкт-Петербурге.