В России ждут новых банкротств авиакомпаний
Лента новостей
О таком возможном развитии событий предупредил Минтранс. Это связано с низким спросом на перевозки. Кроме того, как отмечают эксперты, девальвация рубля существенно повысила лизинговые платежи
Минтранс не исключает новых банкротств авиакомпаний при сохранении низкого спроса на перевозки. Об этом заявил замминистра транспорта Валерий Окулов. На международных линиях в минувшем году наблюдалось существенное падение — перевезено 39,5 миллионов пассажиров против 47 миллионов годом ранее. «К сожалению, эта тенденция продолжается. Падение в январе этого года — 26%», — сообщил замминистра. При этом, по его словам, средняя стоимость авиаперевозки в 2015-м выросла на 5,6% при инфляции в 12,7%. «В целом авиакомпании накапливают убытки», — подчеркнул Окулов.
Что происходит сейчас на рынке авиаперевозок? Отвечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаровглавный редактор портала Avia.ru«Российские авиакомпании сегодня находятся в отрицательной зоне рентабельности. С одной стороны, резко упали объемы перевозок на международных направлениях, которые были более-менее доходны. И даже рост на внутрироссийских маршрутах никак не компенсировал эти потери, потому что внутрироссийские перевозки либо низкорентабельные, либо убыточные. С другой стороны, девальвация рубля существенно повысила лизинговые платежи, одновременно с этим росли тарифы и на другие услуги, которые приобретают авиакомпании. В результате всех этих факторов сегодня авиакомпании даже на тех маршрутах, где заполняемость воздушных судов более-менее приличная, продолжают генерировать убытки. Ситуацию изменить достаточно сложно. Сегодня, если не предпринять экстренные шаги со стороны государства по изменению экономико-финансовой среды в авиационной отрасли, еще какое-то время более-менее стабильно авиакомпании будут держаться на плаву, а дальше мы будем свидетелями массового исхода с рынка авиаперевозчиков: либо они будут уходить тихо, либо это будут громкие банкротства, такие как у авиакомпании «Трансаэро».
Каким компаниям грозит банкротство, и к чему приведет укрупнение рынка авиаперевозок? Рассуждает PR-директор Aviasales Янис Дзенис:
Янис ДзенисPR-директор Aviasales«Со всеми этими укрупнениями мы вполне можем доукрупняться до единственного «Аэрофлота» во всяких разных обличиях — «Победа», «Россия», «Аврора» и все такое. Но глобально сейчас на рынке нет одной авиакомпании, которая вела бы себя симметрично тому, что происходило с «Трансаэро» в прошлом году. Сейчас нет перевозчика, который однозначно демпингует на фоне всех остальных. Потому что у «Трансаэро» действительно наблюдались какие-то шальные тарифы, например, в Нью-Йорк и обратно за 12 тысяч рублей, и много других восхитительных, с точки зрения пассажиров, правда, возможностей. Сейчас на рынке ничего подобного не видно. И даже лоукостер «Победа» со своими перелетами в Милан за 18 тысяч рублей не очень-то похож на лоукостера, поэтому, если мы говорим о демпинге, как о признаке скорого банкротства, сложно сказать, что кто-то из российских перевозчиков в нем замечен».
Минтранс по-прежнему выступает за обнуление НДС на авиаперевозки как основной меры поддержки отрасли. В министерстве отмечают, что снижение НДС на внутренние перевозки с 18% до 10% позволило в 2015 году нарастить объем внутренних перевозок.