Несмотря на то, что руководители МИД «нормандской четверки» заявляют об улучшении ситуации в Донбассе, эксперты предупреждают: решенной эту проблему считать нельзя, и конфликт продолжает тлеть
Главы МИД «нормандской четверки» отметили улучшение ситуации в Донбассе и выступили за скорейший отвод от линии соприкосновения легкого вооружения. Об этом заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, комментируя итоги трехчасовых переговоров в Берлине. По его словам, проект соглашения готов на 90%, работа над ним продолжается.
Нерешенной остается проблема проведения украинских местных выборов, но есть задача преодолеть их до «нормандского» саммита, который запланирован на 2 октября. И, по словам украинского министра Павла Климкина, для этого можно встретиться еще раз, например, на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке в предстоящие две недели.
В свою очередь, глава немецкого МИД Франк-Вальтер Штайнмайер отметил, что встреча была «гораздо менее конфронтационной, чем еще в прошлый раз». Он добавил, что по некоторым вопросам участники переговоров достигли значительного прогресса, но трудности остаются.
Итоги переговоров Business FM обсудила с доцентом кафедры политической теории МГИМО МИД России Кириллом Коктышем.
Как вы оцениваете встречу, достигла ли она цели подготовки саммита?
Кирилл Коктыш: Встреча была техническая, она должна была создать почву для встречи глав государств. Ну и, судя по прозвучавшим заявлениям, по крайней мере, для украинского направления было найдено достаточно способов продвинуть и закрепить прогресс. Насколько можно судить, главной темой стало расширение и укрепление мирного процесса, который установился с начала сентября, и, в общем-то, все страны продемонстрировали приверженность мирному урегулированию кризиса на Донбассе и неготовность выходить за рамки минских соглашений.
Есть ощущение, что все идет к заморозке конфликта?
Кирилл Коктыш: Я думаю, нет других ресурсов и других способов, кроме как заморозить конфликт. Киев наступать не готов, у него нет, кроме всего прочего, международных гарантий о том, что в случае провала Европа сохранит солидарность с ним, и в этом плане остается только исходить из возможного, переводить военные столкновения на столкновения в области риторики.
Касательно Сирии: ни один министр, комментируя встречу в Берлине, не обмолвился о ней, хотя перед этим говорилось о том, что главы ведомств собираются выяснить позицию Лаврова: есть ли там российские войска и другие вопросы. Чем можно объяснить отсутствие этой темы в итоговых заявлениях?
Кирилл Коктыш: Ровно тем, что она была обсуждена, были выявлены позиции, была выявлена невозможность какой-либо сделки. И на уровне обмена информацией, наверное, все это и остановилось. Во всяком случае, Берлин и Париж получили для себя видение Москвы, они, возможно, получили новую информацию, которая может дополнить их позиции, даже трансформировать их, а дальше будет период соответственной рефлексии, осмысления. Это еще не тот период, когда нужно делать заявления. Но очевидно, что сделок на данном этапе не будет.
О перспективах замораживания конфликта вокруг Донбасса рассуждает директор киевского Центра исследований общественных процессов «Эксперт» Вячеслав Ковтун:
Вячеслав Ковтун: Я уверен, что наступила усталось от войны и от бесконечной подготовки к ней. Это похоже на другие замороженные конфликты. Но является ли это решением? Ну будет новое Приднестровье или новая Абхазия, то есть конфликт не решен, он все время будет тлеть. По факту, безусловно, я думаю, что войны не будет. Знаете, ни одна проблема на территории постсоветского пространства такая конфликтная, на самом деле, не была решена, а была заморожена. Поэтому сам по себе прогноз в данном случае пессимистический. Но, поскольку есть большой интерес Европы и США к этому процессу, наверное, это возможно. Через диалог, через выполнение всех пунктов соглашения.
До заседания «нормандской четверки» дипломаты провели двусторонние встречи. В таком формате глава российского МИД пообщался со своими коллегами из Франции и Германии — Лораном Фабиусом и Франком-Вальтером Штайнмайером. Источник в немецкой делегации сообщил «Интерфаксу», что министры «кратко обсудили сирийскую тематику до того, как началась встреча вчетвером», а «вчетвером министры обсуждают только Украину».
Никаких заявлений главы внешнеполитических ведомств по итогам двустороннего общения не делали. А вот канцлер ФРГ Ангела Меркель накануне вечером заявила, что Германия должна сотрудничать с Россией и с США в вопросе разрешения сирийского кризиса, и что всем необходим единый подход в этом вопросе.