16+
Вторник, 19 ноября 2024
  • BRENT $ 73.12 / ₽ 7308
  • RTS828.38
4 сентября 2015, 21:07 Политика

Европа вверх тормашками, или нет

Лента новостей

Премьер-министр Британии Кэмерон объявил в пятницу о решении принять в стране дополнительно тысячи сирийских беженцев и направить на 100 млн фунтов гуманитарной помощи лагерям в Сирии, Иордании, Ливане и Турции

Фото: AP/ТАСС

Еще несколько дней назад Кэмерон говорил, что принять больше беженцев было бы проблематично. Теперь, кроме Британии о готовности устроить беженцев заявляют и другие европейские страны.

Образы бывают сильнее фактов-аргументов. На общественное мнение европейцев огромное впечатление произвели фото взорванного в Пальмире античного храма Бэла и особенно утонувшего мальчика на турецком берегу. Всего, по сообщениям, погибли более 1500 беженцев, пытавшихся переправиться в Европу.

У современного художника Владимира Фоканова из Минска есть замечательная серия рисунков, посвященная известному сюжету «Похищение Европы». Только автор с юмором — повернул историю вверх тормашками. У него не Зевс в образе быка похищает хрупкую девушку, а наоборот — красавица Европа взвалила на плечи глупого быка и преспокойно несет его на себе.

Этот образ все время вспоминаю, следя за развитием нынешнего кризиса с беженцами в Европу. Потому что вижу: ноша тяжелая, но ее все-таки несут достойно. Более или менее достойно, скажем. Со спорами, разногласиями, но так и должно быть в большом сообществе 28 разных стран. И еще вспоминаю потому, что обескураживает реакция многих в России.

В отношении к Европе у нас в головах некий диссонанс утвердился. Понятно, что в медиаштабах, где вырабатывают установки, хотят, чтобы Россия лучше выглядела, а Запад хуже. Но уж как-то нелепо получается. Если «коричневые орды» бегут в Европу, то, ясно, она их чем-то привлекает. Если хотят сесть на пособия, социальное жилье, медицину и образование, то, значит, не такие уж они плохие. Пособия для беженцев, кстати, минимальные в три-четыре десятка евро, на них не проживешь даже на всем остальном готовом. И если эти самые ордынцы собираются устанавливать свои порядки, грабить и насиловать бедных европейцев и европеек, то что же эти насилуемые помогают беженцам, несут одежду, еду, игрушки, наличные деньги? Почему тысячами на манифестации выходят в их поддержку? Если вот-вот Европу захлестнет кровавая резня, то что же до сих пор не захлестнула, если во Франции у сорока процентов дедушка или бабушка были иммигрантами, а в Германии двадцать процентов населения иммигранты. Значит, как-то утрясается, уживаются вместе?

Когда в головах сумбур вместо ясности, вопросы эти как-то не возникают. А может, и возникают, только без ответа остаются.

Собственно, и реальные цифры не так уж похожи на «захлестывающие волны». В этом году ожидается 500, максимум 800 тысяч беженцев. Это на 500-миллионный ЕС, тогда как соседние с Сирией страны дали приют четырем миллионам беженцев.

Конечно, в Европе далеко не все так уж радужно настроены в отношении наплыва мигрантов и волны беженцев. И, как и в России, проблема двойная — миграция, свободное передвижение внутри Европейского союза накладывается на миграцию извне ЕС. По данным опубликованного в этом году исследования авторитетного Pew Research Center, большой процент европейцев считает, что иммиграцию следует сократить или как-то ограничить (опрос проводился еще до начала кризиса этого года). В «прифронтовых» странах, Италии и Греции, этот процент очень высок: 80% и 86% соответственно. В тех, что подальше — ниже: 57% во Франции, 55% в Англии, 44% в Германии и 40% в Польше. Картина понятная. Впрочем, от сложного отношения к иммиграции вообще до конкретного вопроса о помощи беженцам дистанция огромного размера.

В известных публикациях одной крайне правой российской газеты, которые сейчас обсуждаются общественностью, автор обратила внимание на «нестрадальческий» вид многих беженцев. Мол, упитанные, со всякими гаджетами-мобильниками, уверенные такие в себе, спокойно ведут переговоры с властями, своих в дисциплинированные группы организовывают. Еще поражают суммы, по нескольку тысяч евро, а то и больше десяти тысяч, которые они платят контрабандистам-перевозчикам.

Это верное наблюдение. И у него простое объяснение. В «балканском» потоке беженцев особенно много людей, у себя на родине бывших состоятельными профессионалами — юристами, врачами, инженерами, предпринимателями, есть художники, писатели, ученые. Такие, как раз, и попадают в первую очередь на прицел активистов-экстремистов. А если попали, им нередко ничего другого не остается, как бежать, что-то продав и прихватив с собой сбережения.

Неверно другое наблюдение — что «ухоженность» некоторых беженцев доказывает будто это «экономические мигранты», а никакие не спасающие свою жизнь и жизнь близких люди. Преуспевавших у себя дома, их, как правило, ждет потеря или, по крайней мере, резкое снижение социального статуса, менее привилегированная и хуже оплачиваемая работа, если вообще удастся найти работу по профессии.

Неверно и другое распространенное убеждение, что иммигранты-беженцы так и будут сидеть на пособиях, не желая ни учиться, ни работать, и уж точно никогда не поднимутся на социальном лифте. Положим, людям в возрасте трудно адаптироваться к новой жизни. Но детям, молодым людям это еще как удается. Тут я не буду искать цифры, вот два примера из собственного опыта. Первый — мой дантист, выходец из Египта, уже в летах. Любили с ним поговорить, правильно ли Насер Суэцкий канал национализировал и есть ли перспективы у «Братьев-мусульман». Это пока ждали, чтоб заморозка после укола подействовала. Второй пример — адвокат, британец, выходец из Пакистана. Мне как фрилансеру приходится разные работы работать. Несколько лет назад занимались с ним делом одной молодой русской женщины, бежавшей в Англию из одной казачьей области юга России. Дело было сложное, министерство внутренних дел никак не давало ей статус беженки, грозила даже депортация. Русскую беженку пакистанец отстоял перед британскими властями. Сейчас он уже известный адвокат.

Таких примеров множество по всей Европе. Есть и предприниматели-миллионеры, и крупные политики.

А насчет путаницы с понятиями «мигранты» и «беженцы» вот еще какая новость. Редактор английской службы общеарабского канала «Аль-Джазира» запретил своим сотрудникам слово «мигранты» в отношении сирийских беженцев. Мигранты — только когда действительно идет речь о мигрантах.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию