Цена на нефть может упасть до 10-20 долларов за баррель. С таким прогнозом выступил крупный американский инвестор и западные эксперты. Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин не исключил цены в 20 долларов
Нефть может вскоре стоить 10-20 долларов за баррель. С таким прогнозом выступает крупный американский инвестор Дэвид Коток. Такой же прогноз содержится в прогнозе Bloomberg и CNN.
Причина в том, что на фоне снижающихся цен страны-экспортеры наращивают продажи, чтобы
компенсировать ценовые потери, и речь уже не идет о рентабельности. Как считают американцы, в конечном счете, нефть может продаваться по цене, «сколько стоит добыть ее из работающей скважины и залить ее в танкер». Уже без всякой стоимости разведки, бурения и других обычных составляющих.
Система квот ОПЕК фактически рухнула, рынок стал неуправляемым. Естественно, после глубокого падения наступает значительный рост, но это в неопределенной временной перспективе, говорят аналитики.
Сегодня стоимость октябрьского фьючерса на нефть марки Brent на торгах в Лондоне упала до 46,37 доллара за баррель.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин высказал свое мнение относительно будущего цен на нефть.
Какова справедливая цена для нефти и какова возможная минимальная цена?
Михаил Крутихин: Справедливой цены нет. Как рынок скажет, так оно и будет. Минимальная цена рознится от месторождения к месторождению, от компании к компании. Для некоторых будет выгодно продавать нефть по 6-7 долларов за баррель, это в Саудовской Аравии, а для некоторых мало и 80 долларов, могут прогореть.
Это вы про российские месторождения?
Михаил Крутихин: Это я про Венесуэлу. Но на новых российских месторождениях, где находятся трудноизвлекаемые запасы, как раз 80-85 долларов стоит добыть такую нефть в пересчете на один баррель.
Что сейчас нефть толкает вниз: объективный процесс или какая-то истерика?
Михаил Крутихин: До 45 долларов за баррель — это естественный процесс, учитывая навес предложения над спросом. А прыжки вниз или некоторые отскоки наверх — это уже нервная реакция рынка. Будем готовиться к волатильности. 10 долларов за баррель — это немножко смешно, поскольку доллар уже совершенно другой, не такой, какой был тогда, когда нефть в России добиралась до 9 долларов за баррель. До 20-25 она может скакнуть, но она вернется к некой равновесной величине. По моим опять-таки ощущениям, а даже не по техническому анализу, это где-то в районе 45 долларов.
Насколько будет широк диапазон этой волатильности?
Михаил Крутихин: Есть ощущение, что низкие уровни цен надолго с нами. Где-то в течение двух лет около 45 долларов за баррель с некоторыми отклонениями могут сохраниться.
Для России это приемлемая цифра?
Михаил Крутихин: Это очень плохо для России по двум причинам. Первое, нефтяные компании, рассчитывающие на коммерческую прибыль, не будут начинать эксплуатацию месторождений с трудноизвлекаемыми и дорогими запасами. Второе, это огромный удар по федеральному бюджету, поскольку бюджет у нас зависит от нефтяных доходов, гораздо больше зависит, чем отдельные нефтяные компании, поскольку у нас не ровная, а прогрессивная шкала налогообложения.
Есть ли какие-то способы для заинтересованных сторон (а это не только Россия, это ОПЕК, другие независимые продавцы нефти) каким-то образом искусственно поднять цены?
Михаил Крутихин: Боюсь, что нет. ОПЕК — уже давно не картель. Та знаменитая квота, о которой все говорят, это единая квота — 30 млн баррелей в сутки для всей организации, она уже не разбивает свою квоту на отдельные страны, просто давным-давно уже забыла об этой практике. А что касается повышения цены, то надо что-то сделать либо со спросом, либо с предложением. Скорее всего, циничным способом было бы перекрыть движение танкеров из Персидского залива в результате какого-то конфликта, тогда треть нефти на мировом рынке просто исчезнет с «прилавков», и цена взлетит вверх на очень значительную величину.
Помните, была такая параноидальная идея, что американцы нарочно вместе с саудитами понизили цены в свое время, чтобы развалить Советский Союз? Верите, что кто-то делает подобное сейчас?
Михаил Крутихин: Нет. И в тот раз это был полный идиотизм в предположениях, и сейчас та же самая история. Посмотрите, американцы с саудовцами, саудовцы сами себе сейчас вредят. Они пытаются приспособиться к рынку, чтобы не потерять свои рыночные ниши, сбивают цены даже для этого, сами продают с дисконтом свою нефть. А что касается американцев, то как вы представляете эту картину? В овальный кабинет в Белом доме президент США приглашает своих нефтяников и дает им указание навредить России путем повышения добычи нефти? Глупости, конечно.
На самом деле, мы хотели услышать от вас просто, как люди, живущие в России, что-то вроде: все будет хорошо. Можно сказать, что услышали или нет? Давайте уточним.