16+
Пятница, 22 ноября 2024
  • BRENT $ 75.26 / ₽ 7577
  • RTS792.67
15 июля 2015, 10:00 Общество

Создатель львино-тигриной «Сказки» в Крыму: не нужно денег — нужно понимание и поддержка

Лента новостей

Год назад Крым стал частью России. О том, как в прошлом известный на всю Украину первый частный зоопарк «Сказка» и его филиал живут сегодня, BFM.ru рассказал создатель и директор зоопарка Олег Зубков

Директор и создатель Ялтинского зоопарка «Сказка» и парка львов «Тайган» Олег Зубков.
Директор и создатель Ялтинского зоопарка «Сказка» и парка львов «Тайган» Олег Зубков. Фото: Мария Локотецкая/BFM.ru

Здесь тиграм и львам докладывают мяса. И живут они не в клетках. В сафари-парке «Тайган» увидеть хищников каждый может в их естественной среде. При этом все устроено так, что животных можно кормить, а многих — даже гладить. Олег Зубков — хозяин первого частного зоопарка «Сказка», что в Ялте, а также его филиала, белогорского парка львов «Тайган». Свой непростой бизнес Олег Зубков начинал еще 20 лет назад, когда Крым был частью Украины.

Зубков — не просто бизнесмен. Он хозяин в прямом смысле слова — сам спроектировал и ялтинский зоопарк, и парк «Тайган», участвовал в строительстве обоих — просто жил на стройке. Растил и лечил животных, отбивал атаки бюрократов и коррупционеров, годами добивался разрешения на землю. Парк «Тайган» — единственное место в Европе, где человек может дотронуться рукой до взрослых львов, поиграть с тигрятами, покормить животных.

Коронный номер Олега Зубкова — экскурсия журналистов ко львам. Никогда я не видела этих зверей так близко и уж тем более не гладила их гривы. Здесь же впервые увидела тигрольва — помесь льва и тигра. Ярчайшее впечатление. И это доступно каждому. Для самых маленьких здесь есть детский зоопарк. Дети могут подержать на руках кроликов, погладить поросят и коз, рассмотреть вблизи утят и тигрят.

После общения со львами иду брать интервью у директора парка. Мимо по дорожке с важным видом шествует павлин. Он уже привык к вниманию людей и не спешит убегать. Рядом скачут кролики, как будто из сказки «Алиса в Cтране чудес», а под кустом грациозный олененок лежит и лениво пожевывает листок капусты. Директор «Тайгана» встречает меня в кабинете с массивным столом, заваленным бумагами.

Вы — успешный бизнесмен. Почему вы посвятили свою жизнь животным?
Олег Зубков: Если кратко, то я из Курской области, все мое детство прошло в деревне среди лесов, полей, птиц, животных, природы, и оттуда появилась любовь ко всему живому. Потом была учеба в Высшем военно-политическом училище, до этого в Морском училище в Керчи, но всегда во мне это жило и было. Потом я после окончания училища разочаровался в политике того большого государства, которое было, не смог пойти убеждать матросов в том, во что сам перестал верить, и пошел работать сперва в бизнес в Киеве, женился, а потом мы переехали сюда, в Крым, тоже из-за природы, которую я очень люблю, из-за моря. И подвернулась возможность приобрести маленький зооуголок «Сказка» на «Поляне сказок» в Ялте. Через 15 лет это стал известный зоопарк, успешный, рентабельный.
А три года назад под Белогорском открылся парк львов «Тайган»…
Олег Зубков: Еще в 2006 году я выкупил остатки разрушенной военной базы, а в апреле 2012 года открылся парк.
Почему тигры и львы? Все-таки, это очень опасные животные. Нет страха общения с ними?
Олег Зубков: Есть страх, но любовь к ним гораздо больше, и я чувствую, знаю их, знаю их язык за годы, которые я с ними, и это позволяет мне сегодня не только самому ходить среди них, но и возить такие экскурсии, как мы сегодня с вами были.
Это интуитивное поведение или специальная дрессировка?
Олег Зубков: Без природной предрасположенности к этому очень трудно, этому почти невозможно научиться. Либо это дано, либо — нет. Парк львов — это мой второй проект, он в 13 раз более масштабный, чем первый. Здесь животные показаны совсем по-другому, в больших просторных вольерах. Здесь их можно пощупать, потрогать. В «Сказке» их тоже можно потрогать, все очень близко. Мои зоопарки рушат каноны и устои всех государственных зоопарков, в которых нельзя кормить животных, нельзя подходить гладить, прикасаться, все опасно и так далее. У меня можно практически все.
А были у вас какие-то травмы, связанные со львами, с тиграми?
Олег Зубков: Если бы такие травмы были, я бы уже не водил бы туда людей и не ходил бы сам туда.
Случайные царапины?
Олег Зубков: Царапины ─ дело такое, это все от большой любви. И от домашней кошки есть.
Это правда, что у каждого тигра и льва свой характер, кого-то можно погладить, кого-то нельзя?
Олег Зубков: Конечно, как люди, так и животные обладают разными чертами характера, и к одному, действительно, можно верхом сесть, как на Малыша, второй это воспримет как кровную обиду, тут же встанет на дыбы и разорвет вас на мелкие кусочки. Поэтому я должен знать и учитывать, к кому можно подходить, к кому нельзя подходить, я знаю каждого — Персика, Рыжика, Чука, Гека, Герду и так далее, и то у них меняется настроение и повадки в зависимости от возраста, от ситуации, рядом мясо или не рядом мясо, гуляет самка или не гуляет самка, настроение плохое, может быть. Съел туриста, потому что было плохое настроение, а так в принципе все хорошо, лев-то хороший.
Говорят, что вы буквально каждого львенка, тигренка с детства вырастили?
Олег Зубков: Нет, это неправда, многие львята родились и выросли у нас, но очень много и конфискованных в разные годы разными прокуратурами, правоохранительными органами, где-то за жесткое содержание попадались. Многие приходят сюда из цирков, когда отработали свое время, и сейчас из Астаны приехали шесть львов, они в отдельном вольере.
А сколько их всего у вас?
Олег Зубков: 68 львов и 40 тигров в двух парках. Это самая большая коллекция в Европе хищников в одном парке.
Сколько стоит прокормить одного льва в день?
Олег Зубков: Столько, сколько стоит 10 кг мяса. Это самая большая статья расходов в парке ─ кормление львов мясом. Это хищники. Да, у них есть много достоинств, они не уничтожают траву, деревья, все зеленое, красивое, но они едят мясо, мясо сегодня — катастрофически дорогой продукт в России. Я строил этот парк тогда, когда Крым принадлежал Украине, и была совсем другая экономика, совсем другие возможности, все было дешево и просто очень поставлять мясо тех видов из южных областей Украины. Сегодня, к сожалению, все эти каналы перекрыты, нам все чаще приходится задумываться о завозе мяса из Центральной России, это крайне дорого.
Это из-за проблем с крымской переправой?
Олег Зубков: Крымская переправа ─ это отдельная проблема. Я думал, что будут поднимать местное товаропроизводство, животноводство, а получилось... Прошлый год ─ это год моих разочарований. Разочарований в том, что, я думал, что уделят внимание сельскому хозяйству, оно будет планомерно развиваться. Ничего, пока происходит ухудшение.
А раньше мясо львам из материковой части Украины завозили?
Олег Зубков: Да, Херсонская, Николаевская область, там огромные мясокомбинаты. А сейчас через переправу из России, даже без переправы, если раньше его купить можно было где-то за 15-25 гривен, то сегодня это 175 рублей килограмм оптовая цена, это где-то в Ростове. А еще переправа...
Но в этом году у вас гораздо больше туристов, чем в прошлом. Это все российские туристы?
Олег Зубков: Конечно. Это обнадеживающая тенденция. Лучше стал работать аэропорт, лучше стала работать переправа, поэтому что-то все-таки делается, пусть не теми шагами и методами, как это делал бы я, у меня бы уже понтонная переправа и мост бы вовсю строился. Россия ─ огромная страна. Уверен, что военному совету во главе с Рогозиным ничего не стоило понтонный мост сделать и пропуск кораблей в ночное время обеспечить. Мне не нравится в этом плане подход Российской Федерации, мне не нравится, что паромная переправа дорогая, что там десятки тысяч, 90-120 тысяч рублей платят за эти фуры, которые везут по единственной «дороге жизни» с материка сюда продукты питания.
Но вы решили проблему. Если посетители хотят покормить животных, то можно им продать немного мяса, и они угостят хищников.
Олег Зубков: Да, но это сделано для того, чтобы было интерактивное общение, потому что иначе львы не подходили бы к мостам. Первый год я этого не делал и имел проблему. Посетитель, есть выражение — друг кассы и враг зоопарка. На кассе он платит деньги, поддерживает зоопарк и парк материально, а дальше он только вредительством занимается: он ломает растения, скульптуры, он во льва может пустой бутылкой из-под пива бросить. Это наш среднестатистический турист. Поэтому львы шарахались от людей и уходили в кусты, люди недовольны были. Тогда я поставил ларек с мясом, и какой-нибудь турист, один из пятидесяти, купит кусок курицы за 100 рублей, и теперь львы смотрят, у кого зашелестит пакетик, они с интересом смотрят на посетителей, и 95% посетителей теперь думают, что они интересуются людьми. На самом деле они ждут кусок мяса. Вот такой небольшой прием позволил мне сделать парк гораздо интереснее. Кормить в моих парках можно. Никогда страус не съест то, что нужно тигру, или обезьяна не съест то, что нужно тюленю. Они прекрасно избирательны в еде, все это глупости, что звери переедают. Если бы звери переедали, то первое бы стадо обезьян, залезшее на финиковую пальму, обожралось бы и попадало бы замертво. Это никогда не происходит в природе. У животных есть прекрасный порог насыщения, избирательность в еде. То же самое есть и в зоопарке.
Зоопарк ─ это прибыльное дело или нет?
Олег Зубков: Это прибыльное дело до тех пор, пока здесь частная форма собственности. Стоит это перевести на государственные рельсы, это станет убыточным моментально и будет требовать колоссальных дотаций от государства, потому что все постсоветские, а ныне российские зоопарки имеют настолько заскорузлые, настолько раздутые штаты, это сотни человек.
Сколько у вас в «Тайгане» человек работает?
Олег Зубков: У нас работает 22 человека, которые обслуживают 32 гектара с 2,5 тысячами животных и птиц, и все в порядке, все размножается, все чисто, все обслуживается.
А к работнику какие-то требования есть специальные, например, образование?
Олег Зубков: Их нет, никто не готовит сотрудников зоопарков, их нет априори, и поэтому всех нужно готовить самим, воспитывать. У нас все очень функционально, нет лишней надстройки ни в руководстве, ни в руководстве отделами. Людей столько, сколько нужно для физического обслуживания животных и территории. В этом преимущественная сила зоопарка. Здесь никто ничего не ворует, здесь нет приписки цен на продукты, которые мы покупаем. Все это составляет рентабельность. Допустим, все точки, все магазины, кафе ─ это не аренда кому-то, это собственность моя, и они работают на бюджет парка. Все средства, которые зарабатываются как зоопарком, так и предпринимательским путем, все направляются тут же на жизнь, развитие этого парка. Лето ─ три месяца, конечно, а потом долгая зима, осень, и каждый день нужно выдавать 550 кг мяса в день, 2 тонны других кормов ежедневно, овощей, фруктов. Это только на этот парк.
Вы говорили, что у вас в планах воплотить в жизнь пять аналогичных проектов. Что это за проекты?
Олег Зубков: Еще прошлое правительство Украины в лице премьер-министра Крыма пригласило меня к себе и спросило, могу ли я еще построить какие-то объекты в Крыму, потому что первые два очень существенно украсили Крым и даже переориентировали туристические потоки, которые были в Крыму, ведь мы находимся в степной части Крыма. Я сказал, что я еще и крестиком умею вышивать, если будет поддержка правительства. И буквально за короткое время разразился и представил на суд правительства пять новых проектов от Олега Зубкова.
Как возникли эти идеи?
Олег Зубков: Я проснулся в одну ночь, в которую мне приснился сон, в котором какой-то голос свыше мне сказал, что ты должен за свою жизнь создать семь новых чудес Крыма от Олега Зубкова. Я начал загибать пальцы: Ялтинский зоопарк, парк львов «Тайган» подходит, но что я могу сделать дальше? И как-то все на подсознании, интуитивно, что я должен построить парк для амурских тигров, я должен построить парк для тех 30 медведей, которые живут сегодня в стесненных условиях здесь, которые были конфискованы прокуратурой Украины из разных ресторанов, охотничьих хозяйств и так далее. Я их сохранил, но для них нужно строить парк. Я выполнил просьбу мэра города Евпатории, спроектировал парк «Городской зоопарк в Евпатории» на детском курорте. Я разразился парком развлечений «Белая скала» — это первый парк, похожий на «Диснейленд» в Крыму, парком аттракционов. И также ландшафтный парк «Суворовский» вокруг знаменитого Суворовского дуба, который здесь незаслуженно забыт, брошен, среди полей стоит, под которым действительно Суворов в 1777 году разбил свой лагерь, разогнал тут турок всяких и вручил бразды правления пророссийски настроенному Шагин-Гирею. Мне очень обидно, когда такие и природные, и исторические памятники незаслуженно отторгнуты, забыты, и я хочу вокруг него тоже построить ландшафтный парк с аллеями у колодцев, с фонтанами, садами, новыми альпийскими горками и многим другим. Ну и, конечно, «Крымский Колизей». Это мегапроект, есть его макет. Там в кафе на первом этаже есть целый зал, где проводились выездные заседания правительства Республики Крым, есть уже макет и парка тигров, и «Крымского Колизея». Это огромное здание, точная копия, только меньших размеров, древнеримского Колизея, расположенного здесь, на поле, рядом с парком «Тайган». Там сцена-трансформер, которая погружается под воду, выходят корабли, выпрыгивают дельфины, тюлени из рядом расположенного дельфинария по специальному тоннелю, потом они уходят назад, уходит вода, и на арену Колизея выходят львы из парка «Тайган». Вот такие чудесные проекты были одобрены правительством. Это было поддержано.
На какой стадии все это сейчас?
Олег Зубков: Как только Крым перешел в состав России, все работы по моим проектам были остановлены, причем я ни у кого не просил никаких денег и не прошу их сегодня, мне нужно только административное сопровождение и поддержка, чтобы документы по закону правильно оформлялись. К сожалению, сегодня на словах меня поддерживают, заявляют. На самом деле, все эти парки по этим проектам стоят на мертвом месте, ничего не делается. Сегодня изменилась коренным образом ситуация. Мало того, что уходит время, желание и энтузиазм, подорожали в несколько раз строительные материалы, невозможно привезти иностранную рабочую силу, которая строила бы это быстро, качественно и недорого. Количество фискальных проверяющих органов возросло в пять раз сегодня в Крыму, невозможно шага ступить, чтобы ты не попал под какие-то фискальные санкции. По поводу проверяющих — пусть проверяют по делу, но ведь не разрешают ничего делать, ничего. Я же не могу начать строить «Колизей» без земли, без утвержденного проекта. Если я на ялтинскую «Сказку» 15 лет добивался выделения земли, 15 лет ходил и добивался, я не могу на каждый проект добиваться столько получения земли. Когда правительство заинтересовано, это все происходит быстро, все делают свою работу, я финансирую эти проекты и так далее. А когда этого не хотят, когда кругом коррупция сегодня в квадратную степень возведена стала, платить взятки я не могу этим чиновникам, никаких взяток не хватит на них, а строить без разрешения я тоже не имею права. При этом посещаемость Крыма упала. Дай бог, она восстановится, но затратная часть на содержание парка многократно возросла. В силу всех этих причин, если раньше я строил километрами, то сегодня это десятки метров, но и это без поддержки руководства Крыма и страны невозможно.
То есть, единственное, что вам сейчас нужно, это поддержка руководства, не деньги?
Олег Зубков: Да, больше ничего. Боже упаси, никаких денег, в стране и так их нет — тем более на какие-то проекты Олега Зубкова.
Директор и создател Ялтинского зоопарка «Сказка» и парка львов «Тайган» Олег Зубков. Фото: Мария Локотецкая/BFM.ru

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию