16+
Понедельник, 23 декабря 2024
  • BRENT $ 72.55 / ₽ 7425
  • RTS834.18
26 мая 2015, 17:49 Недвижимость

Бизнес уходит под землю

Лента новостей

Первые подземные галереи появились больше века назад в Чикаго. С тех пор из обычных переходов и подземных дорог они превратились в целые города, а строить их начали по всему миру. Такой «подземный город» есть и в Москве

Фото: depositphotos.com

В современном мировом градостроительстве ценят комплексный подход – город должен расти во всех направлениях: не только вверх, но и под землю, обладать несколькими уровнями для автомобилей и пешеходов. Так сделано в Гонконге, где между зданиями, над дорогами и тротуарами построены комфортные переходы – не нужно толпиться внизу или стоять на светофоре. Такой «второй уровень» сильно разгружает нижние пешеходные зоны.

Надземные пешеходные уровни в Гонконге. Фото: depositphotos.com

Первым городом, в котором появился «второй уровень» с подземными двойниками улиц, был Чикаго. Сеть подземных переходов и дорог позволяет проехать весь мегаполис без пробок. Строить их начали еще в начале ХХ века, одновременно с подземными галереями в канадском Торонто в 1899 году. Тогда никто не предполагал, что подземные участки станут важной частью города, не только облегчая транспортное сообщение, но и создавая целый подземный мир с магазинами, ресторанами, клубами и общественными зонами. Рыть тоннели начали уже после строительства зданий на поверхности, что значительно осложняло работу и загоняло проект в определенные рамки. Сегодня система тоннелей в Торонто тянется на 29 километров под финансовым районом города, где располагается самый большой в мире подземный торговый комплекс Path.

Подземная галерея в Чикаго. Фото: depositphotos.com

На пути развития пространств под землей еще дальше пошел Дубай: к 2017 году здесь построят подземный оазис – это будет парк с деревьями и водоемами, находящийся под тенью специальных защитных щитов. Сквозь парк будут проложены дорожки для прогулок и организованы места для отдыха. Архитекторы нашли способ быть в единении с природой, при этом создавая искусственные общественные пространства.

Антон Гречкоглавный архитектор архитектурно-дизайнерского бюро «Сити»«Мы часто думаем в одном измерении: есть первый этаж, самые дорогие ритейлы там по той причине, что мы привыкли двигаться в горизонтальной плоскости. По факту, в современных азиатских городах можно двигаться по абсолютно разным уровням. Это достаточно давно используется в Азии – в Токио, в Гонконге, когда человеку не надо выходить на улицу. В Бостоне тоже есть, но не в таком масштабе. В Токио три-четыре уровня, на которых много ресторанов, ритейлов и переходов в другие здания, соединяющихся с метро и другими транспортными узлами. К этому русский человек не привык. А ведь зимой, когда морозы, человеку необязательно одеваться, чтобы перейти в то или иное здание. Это добавляет дополнительные преимущества переходов».

В отличие от опыта канадского, в «Москва-Сити» идея подземных пространств закладывалась еще на этапе проектирования делового центра в 90-е годы. Предполагалось, что площадь подземных уровней будет равна надземной, но пока на практике функционирует только лишь их часть. Подземная пешеходная галерея расположена вокруг центрального ядра Сити – торгового центра «Афимолл» – и в будущем свяжет между собой все здания. Через эти тоннели сегодня ежедневно проходит более 50 тысяч человек. Галереи уже готовы в функционирующих башнях – «Империя», «Город столиц», «Башня на набережной», «Евразия» и «Федерация» – последняя будет полностью сдана в эксплуатацию летом 2016 года.

Подземные галереи проходят по всему периметру «Афимолла» и соединяют с ним все башни. Фото: High Level Photo Agency

Из любого небоскреба можно спуститься под землю и, не выходя на улицу, посетить магазины, рестораны, салоны красоты, аптеки. Отсюда можно попасть к станциям метро «Выставочная» и «Деловой центр». От обычных рамок решили отойти в подземной галерее делового комплекса «Империя». Она не просто отличается от других по дизайну, но и служит своеобразным общественным пространством. Помимо ритейла здесь есть зоны, на которых планируется проводить выставки и другие мероприятия. Создателям галереи в «Империи» удалось сделать так называемый concept retail space – пространство, которое объединило в себе удобные инфраструктурные объекты (кафе, химчистка, турагентство, аптека) и стало зоной для медиавыставок, инсталляций и фестивалей. Стены здесь покрашены в черный цвет, свет нарочно приглушен – так наполнение ритейла из галереи просматривается лучше. Современности и свежести добавило вертикальное озеленение из живых и искусственных растений на стенах. По такой галерее обычная прогулка от метро до офиса превращается в мини-путешествие, в котором прохожего будет сопровождать фоновая музыка, специально подобранная с учетом геометрии помещения.

Вообще организация общественных зон – одна из главных задач на территории всего ММДЦ, отмечают в ОАО «Сити» – управляющей компании «Москва-Сити». Сегодня их ощутимо не хватает – нет парковых мест для отдыха, тротуаров для прогулок, еще продолжаются строительные работы. Обещают, что скоро на территории ММДЦ появится 8 новых общественных зон – согласно предварительной концепции развития до 2020 года, рассказал архитектор Антон Гречко.

История подземных галерей в Сити началась с метро, которое было проведено к деловому центру. Как все должно было выглядеть в первоначальной концепции, рассказала сестра первого архитектора ММДЦ «Москва-Сити» Бориса Тхора – Лариса Куницына, которая также сделала большой вклад в проектирование и строительство делового центра.

Лариса Куницынаархитектор, один из авторов начальной концепции ММДЦ«Мы проанализировали мировой опыт, было много объектов в том же самом Париже, но они строились отдельно. А в Сити мы запроектировали подземные галереи с самого начала. Концепция метро разрабатывалась много лет, начиная где-то с `92 года. Сначала было четыре линии метро, потом осталось три: мини-метро, Солнцевская и Калининская линии. Галереи были чисто связующими элементами, только с одной стороны там были бутики. Была идея создать транспортный узел с возможностью переходить и на другую линию, и в выставочный комплекс, и в Сити. Оба берега Москвы-реки связывал торгово-пешеходный мост «Багратион» (первая постройка в Сити, 1997 год). У нас получилась хорошая узловая площадка, которая связывает несколько видов транспорта: и по воде, и по мосту, и по метро. Сейчас подземные галереи вышли за рамки тех нужд, когда они служили просто пересадочным узлом. Сегодня это полноценные подземные торговые центры».

Лариса Ивановна рассказывает, что изначально на месте «Афимолла» планировалось сделать «Парк-Сити»: зону с деревьями, куда бы офисные работники могли выходить в обеденный перерыв. Однако после смены руководства концепцию развития ММДЦ было решено пересмотреть. Какой она полностью предстанет, можно будет увидеть в 2018 году, когда строительство небоскребов и всех подземных галерей будет полностью завершено.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию